«Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их».
- Леонардо да Винчи (с)
Эпоха Возрождения ознаменована крупными сдвигами в области естественных наук и культуры, а сводилось это все к мировоззрению. Главной целью всех ученых, поэтов, людей искусства было открыть тот порядок и гармонию, исходя из которых, Господь создал мир. Христиане верили, что Бог руководствовался математическими принципами при сотворении мира, и поэтому художники и ученые пытались создать гармонию, упорядоченность и совершенство во всех своих произведениях. Этим объясняется всплеск культуры эпохи Возрождения.
Одной из наиболее ярких личностей этого времени являлся итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи. Он ввел в широкое употребление такое понятие как «золотое сечение», которое собрало в себе все идеи эпохи и стало главным ее каноном.
Но зарождаться эта идея начала немного раннее – в эпоху крестовых походов.
Выдающийся европейский математик Фибоначчи написал множество сочинений в области математики, сформулировал и решил ряд математических задач, играющих важную роль в развитии этой науки, и итогом стало открытие так называемого «ряда Фибоначчи» - последовательности чисел, состоящих в определенной гармонии: 1,1,2,3,5,8,… Суть в том, что к каждому числу нужно прибавить предыдущее, чтобы получить следующее. Этот принцип назывался «задачей о размножении кроликов» и являлся золотым сечением в математическом варианте.
Что такое золотое сечение в искусстве?
Если рассматривать золотое сечение на примере отрезка, оно будет представлять собой деление его на части. Меньшая часть должна относиться к большей так же, как большая часть ко всей длине отрезка. Таким образом, мы получаем пропорцию: a:b = b:c.
Этот принцип стал основой композиции для всех произведений искусства. Как это применялось в изобразительном искусстве? Очень просто: холст визуально делился на 3 части по вертикали и по горизонтали и главные элементы располагались на линиях и их пересечениях. Позднее художники стали применять более сложные фигуры для создания гармонических произведений: прямоугольники, звезды, спирали.
Какую роль играет золотое сечение в картине?
Эта пропорция именуется так же Божественной, и это не просто так. Ведь она взята из самой природы, созданной Богом: она присутствует в растениях, животных, в самом человеке. Именно поэтому объекты искусства, в которых используется золотое сечение, воспринимаются нами как совершенные, гармоничные.
Наиболее ярко проявляется соразмерность и выверенная пропорция в живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Ботичелли, Тициана, Андрея Рублева и других художников.
Но не только в живописи использован принцип золотого сечения.
Скульптура
Немецкий ученый А. Цейзинг проделал огромную работу, анализируя скульптуры и выводя закон пропорциональности человеческого тела. Он установил, что закону подчиняется все мироздание, в том числе и части тела человека. Их отношение по Цейзингу составляет: у мужчин – 13:8, у женщин – 8:5 (заметьте, что эти числа присутствуют в «ряду Фибоначчи»). Рассмотрите внимательно скульптуры Аполлона Бельведерского, Дорифора, Венеры Милосской – вы увидите эти пропорции.
Безусловно, большой вклад в развитие скульптуры сделал Леонардо да Винчи, изобразив «Витрувианского человека», объединившего в себе все пропорции человеческого тела. Но здесь заключен не только смысл симметрии тела, этот человек является символом гармонии материального и духовного миров. Человек в квадрате – символ земного, его тело поделено на части, человек в круге – божественное явление, поэтому не может быть измерено. Так да Винчи попытался передать великую тайну природы и в то же время показал золотое сечение в человеке.
Архитектура
В архитектуре «Божественная пропорция» является самым главным каноном. В основе архитектурной композиции лежит пространственная упорядоченность фигур и форм. Яркими проявлениями золотого правила являются Парфенон, Собор Парижской Богоматери, Великие Египетские пирамиды, храм Покрова на Нерли, собор Василия Блаженного и многие другие шедевры архитектуры.
Музыка
Как известно, в музыкальных произведениях всегда присутствует деление на части – «эстетические вехи», благодаря чему воспринимать звучание становится легче. Но не все знают, что великие композиторы при создании своих произведений использовали именно правило золотого сечения. Деления мелодии – это определенные события, кульминационные пункты музыкальной темы. Таким образом, слушатель концентрирует свое внимание на этих ярких точках, которые автор считает важными, и понимает настроение и главную мысль, которую хотел передать композитор. Русский искусствовед Э.Розенов выделил таких великих музыкантов, как Бах, Бетховен, Шопен, а русский композитор Л.Сабанеев, серьезно углубившийся в изучение этого вопроса, сделал вывод, что наиболее четко золотое сечение слышно в произведениях Гайдна, Моцарта, Скрябина, Аренского, Шуберта, Бетховена и Баха.
Действует правило золотого сечения и в других сферах искусства: в литературе, театре, кино. Оно как невидимая нить, связывающая все элементы в единую систему. Чтобы увидеть ее, нужно обладать чутким художественным инстинктом и чувством эстетики.
Золотое сечение в наше время
Принципы великого правила наследуют многие дизайнеры, режиссеры, художники и фотографы современного мира. Ведь человек нуждается в гармонии и красоте во всем: от повседневных предметов (одежды, мебели) до музыки и снимков.
Благодаря «Божественной пропорции» возводятся современные здания, создаются веб-сайты, конструируются автомобили. Но если оглянуться вокруг, мы поймем, что основа заложена самой природой: морские ракушки, лепестки цветов, семена подсолнечника, облик божьей коровки – все это будет выглядеть гармонично и привлекательно для взгляда, а причина тому – пропорция.
АВТОР: ЮЛИЯ КУЛЕШОВА
РЕДАКТОР: ЮЛИЯ БОЖКО