«И кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
Если мы не принимаем свой, то не можем обладать и Его крестом. Если мы не возьмём и не понесём свои кресты, то Его крест для нашей жизни будет тщетен. Я вряд ли смогу изменить мир, но Бог может изменить меня. Никто не может идти путём праведности за меня. Я должен пожертвовать своим раздутым «я», чтобы обрести «Великого Его». Абсолютное добро во мне — это Христос во мне (Гал. 2:20, 21). На кресте Иисус умер не только за нас, но и для нас.
Мы тоже умираем, страдаем и несём свои кресты. Он понёс Свой, и мы тоже должны нести свои. Мы имеем дар благодати, но должны иметь и добрые дела. Благодать не зарабатывается, но она требует от нас усилий. Спасение никогда не может быть — «Заходи, Спаситель, но держись подальше, Господь». Хорошо сказал Мартин Лютер Кинг мл.: «Чтобы носить венец, сначала нужно понести крест». Крест на вашей шее никогда не заменит креста на вашей спине.
Нет «дешёвой благодати», и нет дешёвых крестов. Легко быть терпимым, но проявление истинной христианской любви стоит дорого.
Давайте ещё раз обратимся к тексту: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23; см. Мф. 16:24; Мк. 8:34). Что для меня значит взять свой крест?
(1) Мой крест — особый
Повеление взять крест могло бы быть одним из важнейших требований Иисуса. Его условие категорично, не терпимо, обязательно и бесконечно важно. Иисус сказал, что вы либо «в», либо «вне». Он не дал никаких «и, если и но». Он сказал: «Кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27). И ещё: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). Крест требует смерти. Мы должны умереть для себя, греха и общества. Кресты — они дорого стоят. У нас, в основном, только три проблемы: «я, мне и моё». Мы должны умереть для этой троицы! Поверхностные представления о кресте порождают немощных христиан. Нельзя идти на компромисс с крестом. Христианская жизнь не всегда легка и счастлива. Готовы ли мы заплатить цену? Готовы ли умереть для себя? Готовы ли отказаться от своих прав? Иисус — Господь. Мы должны признать себя погибшими грешниками и покориться Ему в вере.
Мы знаем, что нужно верить в Бога. Нам также нужно знать, что и Бог верит в нас. Сила жить в соответствии с Посланиями заключена в евангельской истории о кресте. Мы прощены — а не отпущены под залог. Мы спасены не для того, чтобы жить, как осуждённые. Мы никогда не должны забывать, что Бог живёт в нас и «действует по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Христиане должны стать сосудами «в чести» (2 Тим. 2:20, 21). Все мы должны развивать и поддерживать свои личные отношения с Богом. Мы не можем позволить себе жить в сомнении и лишь иногда «навещать» свою веру. Мы должны жить в вере, отставив сомнение.
(2) Мой крест — ежедневный
Что! Ежедневный? Христианство — это жизнь, а не один момент. Павел кратко сказал: «Я каждый день умираю…» (1 Кор. 15:31). Жизнь «ежедневна» — так же и христианство. Мы ежедневно нуждаемся не только в хлебе (Мф. 6:11), но и в духовной пище (Деян. 17:11; Евр. 3:13). Ранняя церковь ежедневно пополнялась новыми членами (Деян. 2:47; 16:5). Чтобы обрести спасение, грешник должен умереть для себя и ежедневно нести свой крести. Это два отдельных действия, а не одно. Не смешивайте «самоотречение» с «несением креста».
Мы ежедневно нуждаемся в новом прощении. Вчерашнее прощение не годится на сегодня или завтра. Умерев однажды при обращении, мы не остались мёртвыми. Ежедневная смерть — это ежедневный выбор. Мы должны быть такими христианами, которые каждый день живут распятой жизнью со Христом. Мы, христиане…
…смотрим только в одном направлении.
…никогда не сможем повернуть назад.
…больше не имеем своих собственных планов.
…имеем ум, которым думает Христос.
…имеем сердца, которыми любит Христос.
…имеем голоса, которыми говорит Христос.
…имеем тела, которыми служит Христос.
Несите свой крест, пока не найдёте того, кто нуждается в нём больше вас, — и тогда отдайте его ему. (Этого не будет никогда).
(3) Мой крест не одно из многих бремён
Слишком многие думают: «Это бремя — мой крест, который я должен нести». Иисус сказал — «крест», а не «кресты». Крест — это то, что мы носим, а не что «сносим». Такое мышление ставит христиан в положение жертвы. Гал. 2:19–21 не только самый личный, но и самый смиренный текст в Писаниях. Этот отрывок содержит восемь личных местоимений. «Я» употреблено или подразумевается пять раз; «мне», «меня» — три раза. В чём тут великий парадокс? Самораспятие делает возможной истинную жизнь. Мёртвого нельзя ни убить, ни ранить. Некоторые из нас не совсем мертвы. Человек, который умер для всего, способен отрешиться от всего. Христианин, прежде чем он сможет служить, должен умереть.
(4) Мой крест не наказание или садистская пытка
Мой крест символизирует радость, а не «обречённость и сплошной мрак» (см. Ин. 15:11–14; Рим. 14:17; 15:13; Евр. 12:2; Иак. 1:2; 1 Ин. 1:4; 3 Ин. 4). К сожалению, мы знаем о вине, но не знаем о благодати и благодарности. Не учите самопожертвованию с мрачным видом. Не низводите евангельскую весть до стоицизма. Носить крест — это позитивно, а не негативно; это радостно, а не прискорбно. Это приводит к победоносной жизни, а не к невротическому мученичеству. Мы призваны жить в «Божьем прощении».
(5) Мой крест предполагает, что я принимаю прощение и рассказываю о спасении другим
Взять свой крест — значит жить прощённым, прощать других и умереть для себя, чтобы учить других и служить им (см. 1 Ин. 3:16–18). Крест — это призыв к нам прощать других. Мы не можем принимать то, что отказываемся давать. Пока мы не примем благодать, мы не познаем милость.
Каждый человек «пишет собственную книгу о кресте», когда решает, как он ответит на жертву Иисуса. Я написал свою, а теперь вы пишите свою!