Найти в Дзене
Алексей Коновалов

Суды над ведьмами в России ll. Испытание водой.

Здравствуйте, друзья,с вами Алексей Коновалов, мы продолжаем цикл про ведьм.

В прежнее время для женщин, заподозренных в причинении засухи, подвергали испытанию водой. Воде приписывается народом, кроме плодородящей и целебной силы, ещё и очистительная и вещая сила. Например, для предотвращения зловредной способности умерших ведьм и колдунов отводить тучи и таким образом способствовать засухе вырывались их трупы из земли и бросались в воду, или же водой поливались их могилы. И не надо думать, что это всё происходило совсем уж давно, это данные журнала "Киевская старина" за 1883 год. В силу такого важного значения воды, она употреблялась также для испытания ведьм.

Лёгкий способ испытания водой состоял в том, что подозреваемых в причинении засухи заставляли носить воду из реки или пруда через поля и поливать крест, обычно выставляемый возле села или дороги. Женщина, которая переносила это испытание, освобождалась от подозрений в ведьмовстве (Труды этнографическо-статистической экспедиции П.П. Чубинского,1879 год, том l, страница 347).

Более тяжёлым и более распространённым способом испытания водой считалось топление женщин в воде, так как признавалось, что ведьмы не тонут в воде, даже если связаны по рукам и ногам. Процесс испытания ведьм водой в Малороссии состоял в том, что во время засухи жители собирали всех женщин и приводили их к реке или пруду. Приведённых к воде скручивали веревками. иногда даже привязывали на шею камень, и бросали в глубокое место. Тех, кто начинали тонуть, вытягивали из воды верёвками, а тех, кто долго держались на поверхности воды, признавали за ведьм и приговаривали к смерти (Журнал Lud ukrain №ll страница 83. Такого журнала в интернете я не нашёл, это ссылка из "Киевской старины" №Vll за 1883 год).

В делах судебных учреждений XVlll века сохранились подробности описания испытания ведьм водой. В 1709 году во время засухи в Подолье(юго-запад современной Украины) мелкопоместные владельцы села Подфилипье, для распознания виновниц засухи распорядились, чтобы все крестьянки носли вёдрами воду из реки Збруч и поливали крест, стоявший возле дороги на значительном расстоянии от реки. Но так как все крестьянки исполнили это приказание, и тем самым сняли с себя подозрение, то владельцы были вынуждены искать виновниц среди дворянок. При этом один из владельцев указал на дворянку, которую следовало бы подвергнуть испытанию. Этой женщине он был должен крупную сумму денег, от уплаты долга при этом он уклонялся в течение двух лет, поэтому в его интересах было содействовать её обвинению. На берегу Збруча были подготовлены нужные приспособления, созваны жители села, и приглашена упомянутая дворянка. Когда она явилась, то крестьяне, по приказанию её должника бросились на неё, раздели донага, связали особым способом, предназначенным для таких испытаний: большой палец правой руки привязали за большой палец левой ноги и большой палец левой руки соответственно крест-накрест связали с правой ногой. Затем между связанными членами была продета верёвка, и несчастную на блоках принялись почерёдно то опускать, то поднимать. Так как она при этом тонула, то была признана при общем собрании невиновной(Lud Ukrain том 2, страница 83).

Был ещё подобный случай испытания водой. В мае 1711 года на Волыни была сильная сушь из-за долгого отсутствия дождя. Виновницами, понятное дело, посчитали женщин. Управляющий имениями одного князя приказал испытать, по древнему обычаю, женщин, посредством воды. При исрытании выявилось десять баб села Погорелец, которые не тонули. Их, конечно же, признали виновными и отвели в Дубнинский магистрат для заключения в тюрьму до решения дела. Чиновники магистрата, однако, отпустили их домой, под поручительство мужей, с условием их явки на суд по первому требованию судебных властей (Lud Ukrain).

Остальные части можно прочитать, перейдя по ссылке (l), (lll) .

Дорогие друзья, не хочу более вас утомлять долгими рассказами, я расскажу вам их в следующий раз. До встречи, берегите себя и своих близких.