Google Analytics — бесплатный сильный сервис web-аналитики для SEO-специалиста. Этот сервис реализован Google, и чтобы собирать детальную статистику посетителей сайта, его владельцу нужно разместить на страницах специальный код. Он срабатывает, когда пользователь загружает сайт в своём браузере.
Сегодня мы немного углубимся в тему и разберём принципы работы Google Аналитикс: будем отвечать на вопросы, которые чаще всего возникают у бизнесменов, владельцев сайта насчёт этой системы.
Как Гугл Аналитикс собирает данные?
Выше мы писали, что это происходит с помощью специального кода. Его можно вписать в сайт самостоятельно и настраивать через Google Tag Manager, или передать эту задачу SEO-специалисту. Учтите, что без кода GA работать не будет.
Код работает с помощью cookie: записывает браузерный файл с уникальным идентификатором — Client ID. Последний хранится в браузере два года или до момента чистки файла cookie.
Аналитикс «видит» много данных, в том числе:
- предварительно сгенерированные UTM-метки (параметры в урле);
- данные о девайсе, с которого юзер зашёл на сайт;
- источник, с которого юзер перешёл на страницу.
Как Google Analytics подсчитывает новых юзеров?
В Аналитиксе имеются показатели «Пользователи» и «Новые пользователи», они находятся на странице обзора аудитории.
«Пользователи» — это все гости сайта, которые совершили хотя бы один сеанс. Сеанс подразумевает разные действия на сайте, начиная с перехода на страницу и до её закрытия.
«Новые пользователи» — те гости сайта, которые перешли на него с новых браузеров, содержащих незнакомый для Google Analytics cookie-файл. Поэтому новые юзеры могут быть и старыми гостями вашего сайта (если они зашли на него с нового устройства или почистили cookie).
GA отслеживает пользователей через файл cookie с названием _ga или через персональный User ID. Отметим, что в случае с User ID Google Analytics может определять, когда один и тот же юзер приходит на ресурс с разных девайсов.
Как Аналитикс узнаёт пол посетителей?
Чтобы получить данные пользователей относительно пола, нужно воспользоваться отчётом «Демографические данные».
Данные для него собираются через рекламные инструменты: опции для рекламодателей и специальные отчёты. Чтобы их настроить, нужно зайти в Google-справки или обратиться к контекстологу.
После настройки демографических данных вы получите три источника: cookie DoubleClick, идентификаторы Андроид и IDFA (под систему iOS).
DoubleClick может выявлять пол посетителя через его заход на сайт с браузера. Точная работа при этом обеспечивается через файл cookie. А вот идентификаторы Андроид и iOS собирают информацию через приложения.
Также нужно понимать, что не вся информация о гендере пользователя находится в свободном доступе, поэтому отчёт не гарантирует 100%-ую достоверность. Ну а коды мониторинга AMP-страниц и analytics.js вообще не аккумулируют эту информацию.
Как Гугл Аналитикс определяет показатель отказов?
В системе отказом считается тот случай, когда посетитель просмотрел только одну страницу ресурса. Отказами считаются и те поведенческие механизмы, когда человек зашёл на страницу, провёл там две-три минуты, но так и не произвёл никаких действий и вышел с неё же.
Чтобы Analytics не считал заходы отказами, юзеру нужно совершить какое-то действие: перейти на следующую страницу, заполнить форму, нажать на видео, положить товар в корзину и т.д.
Данные по отказам доступны в отчёте по обзору источников трафика. Там же есть показатель отказов в процентном соотношении: он показывает процент отказов ко всему показателю сеансов.
Как Гугл Analytics считает события?
Событие призвано собирать данные о пользовательском вовлечении в контент страниц. С помощью событий можно мониторить загрузку контента с сайта, клики, заполнение форм, просмотры видео. Формируется этот тип цели из четырёх опций: категория, действие, ярлык, значение. Без первых двух отслеживание не работает, остальные — опциональные.
Если вы считаете важным какой-то количественный показатель и хотите его отследить, вам нужно будет заполнить «Значение» события.
Вообще значение задают целым числом (также оно может значить то, что этой величиной определяется). К примеру, общая сумма покупки или просмотры ролика. Последнее удобно применять на сайте, где размещена реклама и стоит задача посчитать её просмотры и прибыль соответственно.
Что касается последнего примера, в Аналитиксе событий «нажать на кнопку воспроизведения» может быть больше, чем уникальных пользователей. В этом случае, если человек с одного браузера посмотрел видео два раза, система засчитает два целевых события. Однако цена рекламы будет формироваться за один уникальный просмотр.
Подводя итоги
Google Analytics — мощная, постоянно развивающаяся машина. Как бы ми ни хотели, в одной статье не уместить все нюансы работы с этой системой. Чтобы держать руку на пульсе, обязательно изучайте обновления Google-справок.
Надеемся, статья была вам полезна. Впереди ещё много тематических материалов, оставайтесь с нами!