На месте, где сегодня находится поселок Железнодорожный, когда-то стояла прусская крепость под названием Гердаво. В 1251 году ее захватили рыцари Тевтонского ордена, а в 1257 году здесь появилась крепость Гердауэн. В 1315 году началось строительство настоящего замка. Также в 14-м веке здесь появился доминиканский монастырь.
Гердауэн не раз страдал от пожаров. Во время эпидемии чумы населенный пункт практически полностью опустел. Но к середине 18-го века город постепенно стал возрождаться. В 1809 году здесь прошла Прусская ярмарка. Особое значение город получил только после строительства железной дороги. В 1872 году через город прошла ветка, которая соединяла Инстербург (ныне Черняховск) и Алленштайн (ныне Ольштын).
Во время Первой Мировой город был сильно разрушен, однако к 1925 году большинство зданий было уже восстановлено. Так что большинство из зданий, которые выглядят как средневековые постройки, на самом деле были возведены уже в 20-м веке. В 30-е годы на территории населенного пункта работали пивоваренный завод, мельница, лесопильня и машиностроительная фабрика. Была здесь и вся необходимая социальная инфраструктура – больница, почта, школа, дом престарелых и даже отель.
После Второй Мировой войны город практически не пострадал. Но сейчас Железнодорожный мало напоминает тот Гердауэн, что был до войны. В советское время в городке еще кипела жизнь: здесь работал знаменитый пивоваренный завод, где варили «Жигулевское». Но в 90-е город Железнодорожный сильно опустел, все производство остановилось.
Сегодня власти пытаются изменить ситуацию. Поселок активно восстанавливается. Фасады домов на главной улице реставрируются. Где-то получается неплохо, а где-то не очень. Меня лично сильно расстраивает тот факт, что во время ремонтных работ многие дома потеряли уникальные немецкие деревянные двери. Но радует уже то, что предпринимаются какие-то усилия для того, чтобы сохранить это уникальное место.