Между селом Агой и городом Туапсе есть много любопытных мест. Одно из таких достопримечательностей – «Скала Киселёва» на берегу моря.
Выдержки из Википедии:
1. «Скалá Киселёва – памятник природы на территории Туапсинского района Краснодарского края. Примечательна отвесной гладкой стеной, достигающей в высоту 46 метров и в ширину 60 метров. Скала Киселёва находится на берегу Чёрного моря в четырех километрах к северо-западу от Туапсе, между мысом Кадош и устьем реки Агой.»
2. «Скала получила своё название в честь художника Александра Александровича Киселёва. Картины «Кадошские скалы», «Окраина Туапсе», «Спуск к морю» кисти Киселёва посвящены этой природной достопримечательности. В первый раз Киселёв посетил Туапсе в 1886 году, а в последний в 1910, за год до смерти. На мысе Кадош находилась дача Киселёва — одна из двадцати дач, располагавшихся в этом месте до 1917 года. На даче живописца бывали М. Горький, И. Айвазовский, А. Серафимович и другие известные деятели культуры.»
3. «Скала Киселёва – место съёмок известной сцены рыбалки на Белой скале с участием Юрия Никулина и Андрея Миронова (кинофильм Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая).»
Пройти к скале можно через охраняемый лесопарк Кадош. Просто, удобно, бесплатно. Надо обязательно посмотреть! Но, мой путь по другой дороге...
Идти на поиски скалы решено было по берегу моря от села Агой. В выбранный день 27 апреля погода не порадовала наличием тёплого солнца, которое активно пряталось за тучами-облаками. Можно подождать, но любопытство будет грызть и зудеть. Маршрут начался со стороны городского пляжа, который пустовал из-за карантина. Покой и умиротворение под шум волн флегматичного моря. Облака хвастаются пухлыми тёмными боками, но лить воду не спешат. Это весьма радует: не жарко и не холодно.
Добравшись конца пляжа, упираюсь в забор санатория, кружу вокруг, нахожу удобное место и перелезаю. Калитка будет закрыта ещё очень долго, а сбегать за ключом можно, но ведь его придётся потом возвращать. Нафиг. Топаю дальше по берегу. Маленький частный пляжик удивительно замусорен. [ В мае его начали чистить и сейчас в июне он выглядит гораздо лучше. Молодцы! ] Край пляжа ограничивает скала, которую можно обогнуть низом или верхом. В хорошую спокойную погоду, когда вода ровная и гладкая (ага, на море-то !!!), можно пройти водным путём. Но там скользко и в некоторых местах вода выше колен, так что я там не пойду, а полезу наверх.
Перейдя горку, опять оказываюсь на берегу. С одной стороны скала напоминает разбухшую от влаги книгу, листы которой топорщатся в разные стороны, а с другой стороны рисунок каменной поверхности похож на узор крепостной стены. Очень красиво! А вот дальше настроение портится. Беда вовсе не в том, что берег состоит из самых разных камней от мала, до велика. Проблема в мусоре, который тут скопился в невероятных количествах. Ощущение такое, что идёшь по свалке. Запахов, свойственным помойкам нет, поскольку пищевые отходы надолго тут не задерживаются. Спасибо местным птицам и животным. А вот то, что съесть нельзя, валяется в превеликом количестве. Грустно и печально. Что-то осталось напрямую от гуляющих туристов и местных жителей, а что-то выбросили волны в качестве «даров моря». Однако, стоит отметить, что свалка отнюдь не однородна. Где-то мусора неприлично много, а где-то совсем чуть-чуть. Чтобы развеять хмарь, смотрю на воду и любуюсь гребнями скалы, расчёсывающих морские волны. Солёные брызги, йодистый воздух и отражения в прибрежных лужах возвращают улыбку.
Так, шаг за шагом, дохожу до скального гребня, выдающегося в море. Значит я уже на территории лесопарка, который является охраняемой государством территорией. Доступ сюда никому не запрещён, но предполагается, что это место посещают люди культурные, чистоплотные и аккуратные. Парк - это достояние и богатство всех местных жителей, а также подарок гостям, при условии, что его не испортят. Конечно, идеально чистоты пока тут нет, но это и не удивительно: территория большая, а было много «поросят», которые за минувшие годы успели тут намусорить. Надеюсь, что если снова тут окажусь, то места станут чище. А вот и «Мышиные Норки».
Там, где очередной скальный выступ преграждает дорогу, находится место удивительной красоты. Часть скалы огромными глыбами уходит в море подобно волнорезу. Когда море бушует, волны, врезаясь в поверхность самого большого чёрного камня, создают фантастически-красивые фонтаны брызг. А в это время на берегу находится та самая скала, в которой «мыши» прогрызли норы. Некоторые углубления большие, некоторые маленькие. Рисунок на скале похож на вырезанную из горной породы тарелку, которая стояла на подставке ребром под наклоном. Пространство перед скалой перекрывают несколько рядов выступающих камней, образуя чашу с глубоким центром. Купаться тут приятно, но не в шторм, когда волны выбрасывают прямо на камни. Мышей ни поймать, ни увидеть не удалось. Возможно, что скальные грызуны - те ещё мифические космонавты, которые путешествуют на архидревней летающей тарелке, швартующейся в док-станции под скалой.
Однако наступил вечер. Солнце выглядывает из-за облаков и напоминает, что закат будет скорым и тёмным, а гулять по горам ночью не безопасно; не гора Развалка, но шею свернуть можно. Дальнейший маршрут к «Скале Киселёва» продолжится уже от «Мышиных Норок» во второй части повествования. Там будет большая пожарная машина, яркое солнце и птичка.