Какую-бы страницу истории второй мировой войны мы не открыли везде можно найти не малого интересного.
Рассмотрим один из эпизодов деятельности метеослужбы во время войны.
Прогноз погоды и в мирное время представляет очень ценную информацию, а в военное время прогноз уже является стратегической информацией.
С началом войны все противоборствующие стороны засекретили свои метеокоды, как следствие образовались целые белые пятна на метеокартах.
Фронт требовал прогноза погоды, а погода формируется на западе оттуда дует теплое дыхание Атлантики, а метеостанций за линией фронта не было.
Если рассматривать картину в общем, метеобюро пыталась получит метеоинформацию через партизан где выявлялись люди знакомые с метеоделом и на которых в последствии возлагалась обязанность вести метеонаблюдение полученные данные передавалась и обобщалась также делались прогнозы специалистами на основе новых методик, все это происходило не на ровном месте, перед войной институтами велась в этом направлении серьезная работа
Очевидно поступающей информации было недостаточно и поэтому использовали все имеющиеся возможности, искали и другие.
Не известно кому пришла идея использовать автоматические радио метеостанции(АРМС), разработка которых велась в СССР, в 1933 году прошли первые в мире успешные испытания и к началу 1940 приступили к заключительным испытаниям, испытания должны были закончиться в октябре 1941 года, но коррективы внесла война.
Сама эта идея подразумевала забрасывать на парашюте в тыл врага автоматические станции, которые четыре раза в сутки должны были выходить в эфир и передавать метеоданные, атмосферное давление, направление и скорость ветра влажность воздуха и температуру.
В условиях блокадного Ленинграда конструктора, Cуражский (парашютные системы) и Горелейченко осуществили доводку метеостанции до десантного варианта, затем конструкторов переправили в Москву что очевидно явилось их спасением от голодной смерти.
Осенью 1943 года были проведены полигонные успешные испытания, в конечном варианте метеостанция представляла из себя комплект из двух ящиков килограмм по тридцать каждый и комплект аккумуляторов весом 150 килограмм.
Сразу-же после испытаний метеостанция была отправлена в партизанский отряд на самолете под Гомель, где Горелейченко с помощью партизан установил станцию километрах в тридцати от партизанского отряда, и она начала успешно работать.
По некоторым данным во время войны в тыл врага было заброшенно порядка сорока метеоавтаматов. Изначально планировалось сбрасывать с самолета метеостанции без людей, но от этой идеи отказались.
Как правило для установки оправлялся десант, или-же АРМС забрасывались самолетом в места расположения партизан, а те уже размещали их в окрестностях.
В сентябре 1944 году АРМС была установлена на одном из островов Охотского моря где проработала год, снабжая ценной информацией ТОФ.