Найти в Дзене

Запрещенный Толстой: самые неоднозначные произведения писателя

Оглавление

Мы все привыкли, что Толстой для большинства из нас исключительно автор «Войны и Мира» или «Анны Карениной». Кто-то может еще припомнить «Детство. Отрочество. Юность.» или произведения для детей из Ясной Поляны, которые иногда давали читать в младших классах в школе. Не знаю, как у вас, у меня так и было.

Лев Толстой. Источник: ria.ru
Лев Толстой. Источник: ria.ru

Долгое время мне не получалось уйти дальше программных произведений классика. Все-таки два основных произведения, которые сам Толстой иногда называл чушью и многословесным бредом, оставили сильные впечатления. И вот, после подробного изучения биографии писателя, стало интересно, что ж он там писал на старости лет.

Крейцерова соната

Одно из самых откровенных произведений Толстого, вызвавшая бурное обсуждение в свете. Несмотря на то, что тему любви, измены и ревности он пытался осветить в «Анне Карениной», здесь все-таки он посмотрел на нее иначе. Да и слова подобрал совсем другие. Ведь именно поэтому указом царя произведение было признано неподцензурным. А опубликовать его получилось только в 13 томе собрания сочинений писателя, который тут же разошелся большими тиражами.

Кадр из фильма. Источник: in.ck.ua
Кадр из фильма. Источник: in.ck.ua

В этой повести Толстой подробно описывает ход жизни зрелого мужчины, который рассказывает свою историю любви: от встречи со своей будущей женой, их медового месяца, дальнейшей супружеской жизни, финалом которой станет убийство супруги, вызванное острой ревностью.

Кадр из фильма. Источник: kino-teatr,
Кадр из фильма. Источник: kino-teatr,

Почему это вызывает интерес? Во-первых, забавно посмотреть, что в то время не могло пройти цензуру. На взгляд современного человека это все написано в рамках приличий. Во-вторых, интересно ознакомиться с поздними взглядами Толстого на брак и семью, которые кардинально отличаются от тех, что представлены в «Войне и Мире» или «Карениной». В-третьих, посмотреть, как Толстой сублимировал в текст собственные проблемы, ведь он сам очень сильно ревновал свою супругу и, возможно, так же, как и его герой, находился на грани.

Отец Сергий

Произведение, которое неоднозначно оценивается церковью, как и все позднее творчество Толстого в принципе, которого в свое время от церкви вообще отлучили. Наверное, и сегодня бы за такое описание на автора могли бы обрушиться с критикой. В начале повести мы знакомимся главным героем – блистательным офицером Степаном Касатским. Накануне своей свадьбы он узнает, что его невеста когда-то была любовницей самого Николая Первого. И это знание переворачивает его взгляды на брак и жизнь. Он уходит в монахи.

Кадр из фильма. Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма. Источник: kino-teatr.ru

Его фигура рождает много слухов. К нему в келью постоянно приезжают гости из высшего света, дабы посмеяться над офицером, променявшим блистательную карьеру и яркую жизнь на маленькую келью. Одна из приехавших барышень пытается соблазнить его, поспорив с товарищами. Ей почти это удается, но в последний момент Касатский (отец Сергий) берет себя в руки и отвергает девицу. Сама возможность такой ситуации, конечно, разозлила представителей церкви, поскольку в представлении общества монахи – крепкие духом люди. Толстой же блистательно изобразил, что и в своем падении можно сделаться еще крепче, чем ты есть.

Дьявол

Еще одно осмысление отношений между мужчиной и женщиной от Толстого. Правда, с тех позиций, что вообще всякие отношения и взаимодействия между этими двумя существами претят развитию духа человека. Ярко и красочно рисует перед читателем автор картину одержимости зажиточного дворянина обычной сельской девушкой, которую он соблазняет. Сначала от скуки, но потом все больше и больше в нем просыпается страсть.

Лев Толстой с женой Софьей Андреевной. Источник: rg.ru
Лев Толстой с женой Софьей Андреевной. Источник: rg.ru

В итоге, его одержимость переходит все границы. В первой редакции рассказа главный герой в конце накладывал на себя руки, но спустя десять лет финал был переписан. И дворянин убивает свою любовницу. Вообще, печатать его Толстой не планировал и тщательно прятал от домашних, особенно от жены. Но Софья Андреевна как-то нашла эту рукопись, в сюжете которой узнала похождения своего мужа. Как видите, мудрый старец, светило и совесть русской литературы был не таким уж святым.