В вагон вошли трое вахтовиков - суровых уроженца Екатеринбурга - с трехлитровой коробкой яблочного сока. С этого началась моя поездка в Екатеринбург.
Ребята пили сок до утра, нахваливая создателей условного "Фруктового сада", и чем больше пили, тем более удивительные вещи с ними происходили. Остальным обитателям вагона оставалось лишь проявлять героизм и выдержку. Пока транспортная полиция не остановила распитие... сока, заподозрив, что в коробке был совсем другой напиток.
Город встретил суровой северной весной, остатками советского наследия и ощущением того, что ты здесь уже не в первый раз. При первом впечатлении он казался абсолютно похожим на многие российские города, такой среднестатистический, обыкновенный и подходящий под определение "Россия для грустных".
Суровые жители, казалось, знали значение слова "гостеприимство" только по словарю В. Даля. Опоздала на две минуты на ужин в гостинице - останешься голодной, задала вопрос сотруднице Краеведческого музея - почувствуй себя тупой деревенщиной. И самое неожиданное: помыла руки жидким мылом в общественной уборной Екатеринбургского университета - и тут же нашлась хозяйка мыла, которая, сделав мне замечание, гордо унесла флакон куда-то с собой. Ну, не знала я, что тут принято иметь с собой частное мыло!
Жители Екатеринбурга искренне любят Владимира Высоцкого. А вот он, похоже, взаимности к городу не испытывал. В письмах он называл город "гнусным" и везде ощущал следы стронция-90 и других радиоактивных веществ. Все это не помешало екатеринбуржцам создать музей Высоцкого. К слову, один из интереснейших, на мой взгляд, музеев о советской эпохе.
Инсталляции советского быта, машина певца, награды и следы красивой жизни советского кумира - все это собрано на небольшой площади внутри небоскреба, названного его именем.
Сам небоскреб Высоцкий имеет смотровую площадку, с которой несмотря на леденящий ветер, город открывается совсем с другой стороны. Это уже не среднестатистическое типовое постсоветское место обитания, а многослойный город со своим архитектурным ритмом, живописной рекой и привлекательной набережной.
На следующий день город начал потихоньку ко мне оттаивать и проявлять первые признаки дружелюбия. Он удивительным образом соединял в себе признаки прошлого и настоящего.
Возле плотины на реке Исеть есть свой сад камней. Не Япония, а суровая российская история о борьбе человека с природой. Образцы горной техники, при помощи которой человек доказывал свое превосходство и постепенно загонял себя в глубокий конфликт с ней. Символы силы и победы инженерной мысли.
Екатеринбург радовал современным стрит артом и удивлял необычными находками, которые и делают город живым и современным.
Памятник клавиатуре, Гене Букину или терке - все заставляло приостанавливаться, улыбаться и раскрывать новую грань этого сурового города.
Посещение Ельцин Центра открыло город с еще одной стороны. Оказалось, что жители этого города как-то по-другому, философски и не однобоко относятся к своей истории. Есть там какая-то особая глубина, демократия и толерантность, обусловленная то ли удаленностью от центра, то ли тем количеством исторических потрясений и человеческих трагедий, с которыми связаны эти места.
В общем, поездка в Екатеринбург - это обязательный пункт для путешествующих по России. И, согласитесь, странное лето 2020-го для такой поездки очень даже подходит.