Найти тему
Христианские мысли

Что означает "крестить во имя..." ?

Источник фото: яндекс-картинки
Источник фото: яндекс-картинки

"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Евангелие от Матфея 28:19-20)

См. также Книгу притч Соломона 18:11.

Читая «Великое поручение» Иисуса Христа (Мф.28:19-20), я вижу следующую смысловую конструкцию: "научите, крестя.. и уча". Из этих слов следует, что есть главная цель («научите все народы»), которая должна достигаться двумя средствами. Первое средство – "крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа", второе средство - " уча их соблюдать все, что Я повелел вам".

Со вторым средством всё понятно: уча соблюдать заповеди Христа, можно таким образом научить все народы.

С первым средством понятно гораздо меньше. Каким образом крещение служит научению? Что значит само выражение - «крестить во имя»?

Обычно считается, что крестить человека - означает совершить обряд погружения человека в воду, произнеся при этом магическую фразу: «крещу тебя во имя…», и всё - человек крещён, заповедь выполнена. Однако, возникает вопрос: каким образом этот ритуал является средством научения? Обычный ответ прост: "это - таинство". Такой ответ действительно очень удобен, им можно пользоваться во всех случаях, когда ответить нужно, но ответа нет.

В этой связи интересно разобрать оригинальный греческий текст нашего отрывка. Русским словом «крестя» переведено греческое слово «баптизонтэс» («погружающие»), происходящее от слова «баптизо» («погружать, окунать»). Сразу бросается в глаза отсутствие какой-либо этимологической связи между словами "погружать" и "крест", поэтому перевод греческого слова «баптизонтэс» словом "крестя" (однокоренным со словом "крест") явно неудачен.

Посмотрим теперь, какие выводы можно сделать из слова "погружение". Очевидно, погружать нужно в воду, именно в этом заключается прямой смысл данного слова.

Однако, вряд ли стоит ограничиваться прямым смыслом, так как слово «вода» в нашем отрывке не упоминается. Зачастую многие слова употребляются в переносном смысле, поэтому посмотрим возможен ли переносный смысл.

Вместо воды в нашем отрывке упоминается совсем другая сущность, в которую должно осуществляться погружение: "в Имя Отца и Сына и Святого Духа". Слово «имя» в Писании означает не просто сочетание звуков, на которое откликается человек; "имя" означает всё, чем характеризуется носитель этого имени – его природа, характер, интересы, желания, дела.

Например, Соломон писал в одной из своих притч: «Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен» (Прит.18:11). Понятно, что праведник убегает не в сочетание каких-то звуков, из которых состоит имя. Он убегает в осознание сверхъестественных качеств Бога и Его чудесных дел, именно это осознание сохраняет праведника от недоверия Богу, сохраняет от греха.

Таким образом, «крестить в имя Отца и Сына и Святого Духа» по своему смыслу означает погрузить человека во всё, чем характеризуются Отец, Сын и Святой Дух. О чём здесь идёт речь? Можно ли погрузить тело человека в "то чем характеризуется..."? Конечно нет, значит речь идёт не о погружении тела, а о погружении души человека, о "погружении" в переносном смысле.

Душа человека постоянно во что-то погружена. Она может быть погружена в радость, в депрессию, в озабоченность и т.п., применительно к душе такое состояние вполне является "погружением".

В нашем же случае душе человека необходимо погрузиться в природу, характер, интересы, желания, дела Отца и Сына и Святого Духа. Эту мысль другими словами высказывал апостол Павел: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.13:14). "Погрузитесь душой в Христа", "облекитесь (оденьтесь) душой в Христа" - явно выражения с одинаковым смыслом.

Сверим эти рассуждения с контекстом "Великого поручения" Христа. Христос говорил, что погружение в Имя Отца и Сына и Святого Духа должно стать одним из средств научения народов. Является ли такое погружение души (или облечение) реальным средством научения как цели Великого поручения? Конечно, является!

Только Христос может стать для нас полноценной праведностью и освящением (1Кор.1:30), только с Ним возможно соблюсти то, что Он повелел (Ин.15:5). Строго говоря, само такое погружение осуществляется вовсе не нами, Сам Христос в Писании назван «погружающим (крестящим) Духом Святым».

Не случайно Христос упомянул погружение души в Бога в качестве первого средства научения народов, а учение соблюдать заповеди - во вторую очередь. Если душа человека не погружена в Самого Бога, если личное общение с Ним находится лишь на периферии религиозной активности человека, то исполнение заповедей теряет смысл.

Таким образом, чтобы исполнить Великое поручение, нам нужно вначале самим облечься в Христа, погрузиться душой в Него, и тогда Христос будет Сам действовать нами и через нас, будет Сам научать наших ближних, погружая их души в Него Духом Святым.