Найти тему
Воропаева Дарья

"Хранилище изящных искусств" история Третьяковской галереи

«Берегите галерею и будьте здоровы», — с этими словами ушёл из жизни любитель живописи Павел Михайлович Третьяков.

О человеке, который на протяжении полувека собирал картины, сделав это делом своей жизни и пойдёт речь в нашей статье.

Портрет Павла Третьякова, картина Ильи Репина
Портрет Павла Третьякова, картина Ильи Репина

Незадолго до своей смерти Павел Михайлович признался своей дочери: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».

Несмотря на то, что во всем мире Павла Третьякова считают создателем Третьяковской галереи, сам он себя им не считал: «Деньги, которые я трачу на картины, не мои. Это деньги рабочих фабрики Третьяковых. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их». К тому же, кроме самого Павла Михайловича в деле коллекционирования картин активное участие принимал и его младший брат Сергей.

Павел и Сергей Третьяковы были старшими детьми в известной купеческой семье. Эта династия промышленников процветала еще с XVIII века, и за несколько поколений от розничной торговли пуговицами смогла дорасти до фабрикантов – семья владела бумагокрасильным и отделочным производствами.

Павел (слева) и Сергей (справа) Третьяковы
Павел (слева) и Сергей (справа) Третьяковы

После смерти отца и получения от матери всех прав на ведение дел, наследники Михаила Третьякова продолжили торговое и промышленное дело. И 1864 г. они основали известнейшую Новую Костромскую мануфактуру льняных изделий, построили в Костроме несколько фабрик по переработке льна, через два года учредили знаменитое Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры.

И если мануфактура братьев Третьяковых имела сначала всего одну паровую машину и 22 ткацких станка, то к концу столетия она производила больше пряжи, чем льнопрядильни Швеции, Голландии и Дании вместе взятые.

Состояние Павла Михайловича к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн руб., и это несмотря на огромные вложения в искусство на протяжении 40 лет.

Несмотря на абсолютно разные темпераменты (старший – хмурый, необщительный, задумчивый, младший – полная его противоположность: балагур, весельчак и душа любой компании) – Павел и Сергей были очень дружны. Соответственно распределились и их обязанности. Павел занимался бухгалтерией, а Сергей - заграничной торговлей.

Любовь Павла Третьякова к искусству началась еще в детстве. Заработав свои первые деньги в лавке отца, он начал собирать недорогие миниатюры, гравюры и литографии, скупая их на рынке и в лавках.

А затем, посетив в 1852 г. Санкт-Петербург и увидев настоящие шедевры живописи, понял, что тратить силы и средства нужно только на настоящее искусство. Восхищенный, он писал матери: «Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

В 24 года Павел Михайлович купил две картины, которые, как считается, и заложили основу будущей коллекции. Это были работы: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Хотя картины Третьяков покупал и раньше: в 1854-1855 годах на Сухаревском рынке он приобрёл 20 работ старых голландских мастеров. Часть картин оказались поддельными. С тех пор Третьяков зарёкся покупать старинные работы: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». И стал собирать произведения только русских мастеров.

"Искушение",  Н. Г. Шильдер
"Искушение", Н. Г. Шильдер
"Стычка с финляндскими контрабандистами", В. Г. Худяков
"Стычка с финляндскими контрабандистами", В. Г. Худяков

Выбирая их для покупки, будущий основатель картинной галереи ориентировался не на моду или мнение критиков, а только на свой собственный вкус. Это и будет в дальнейшем его главным принципом при формировании коллекции.

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника...» - говорил он.

Немало картин, имеющихся в коллекции, появились в знаменитом собрании и благодаря младшему брату Третьякову. Так, Павел и Сергей совместно купили Ташкентскую коллекцию Верещагина, а бывали случаи, когда Павел советовал Сергею приобрести хорошие картины, которые сам по какой-то причине тогда купить не мог. Например, «В Крымских горах» Васильева, «Птицелова» Перова или «Украинскую ночь» Куинджи.

"Птицелов ", В. Перов
"Птицелов ", В. Перов

Павлом Третьяковым всегда руководили абсолютно бескорыстные мотивы. С самого начала работы над коллекцией он говорил о том, что собирает ее не для себя.

В 1874 г. он построил новое здание для галереи.И вскоре после открытия посещение музея стало бесплатным, а сам Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почетного гражданина Москвы.

В 1891 г. в галерее Павла Михайловича произошёл неприятный случай – были похищены сразу 4 картины. Это настолько сильно потрясло Третьякова, что он почти на два года закрыл галерею для посещений. А потом и вовсе решил передать галерею в дар Москве. Заведение стало называться Городская художественная галерея Третьяковых. В ее собрание вошло более 1800 живописных картин и рисунков, а так же 10 скульптур. Кроме того, 62 иконы перешли в галерею после смерти Павла Михайловича (до того момента они находились в его доме).

Здание Третьяковской галереи, 1913-1914 гг.
Здание Третьяковской галереи, 1913-1914 гг.

За передачу галереи городу Александр III предложил Третьякову дворянский титул, но он отказался: «Я купцом был, купцом и останусь».

До конца жизни Павел Третьяков продолжал ежегодно дарить Городской галерее новые произведения искусства. Его брат Сергей Михайлович (бывший тогда городским головой) тоже передал свою коллекцию в дар Москве. «Иногда в галерее, — вспоминал художник Нестеров, — появлялся высокий, сухощавый человек, он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его «комочком», бережно стирал замеченную на картине пыль, шел дальше, говорил что-то двум служителям, бывшим при галерее, и незаметно уходил. Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков».

Здание Третьяковской галереи, наст.вр.
Здание Третьяковской галереи, наст.вр.

Не стало Павла Михайловича в декабре 1898 г. В некрологе на его смерть было написано: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура — он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».

📌 Если понравилась статья, жмите"пальчик вверх" 👍, а также подписывайтесь на мой канал, в нем вы найдете много всего интересного.