«Берегите галерею и будьте здоровы», — с этими словами ушёл из жизни любитель живописи Павел Михайлович Третьяков.
О человеке, который на протяжении полувека собирал картины, сделав это делом своей жизни и пойдёт речь в нашей статье.
Незадолго до своей смерти Павел Михайлович признался своей дочери: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».
Несмотря на то, что во всем мире Павла Третьякова считают создателем Третьяковской галереи, сам он себя им не считал: «Деньги, которые я трачу на картины, не мои. Это деньги рабочих фабрики Третьяковых. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их». К тому же, кроме самого Павла Михайловича в деле коллекционирования картин активное участие принимал и его младший брат Сергей.
Павел и Сергей Третьяковы были старшими детьми в известной купеческой семье. Эта династия промышленников процветала еще с XVIII века, и за несколько поколений от розничной торговли пуговицами смогла дорасти до фабрикантов – семья владела бумагокрасильным и отделочным производствами.
После смерти отца и получения от матери всех прав на ведение дел, наследники Михаила Третьякова продолжили торговое и промышленное дело. И 1864 г. они основали известнейшую Новую Костромскую мануфактуру льняных изделий, построили в Костроме несколько фабрик по переработке льна, через два года учредили знаменитое Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры.
И если мануфактура братьев Третьяковых имела сначала всего одну паровую машину и 22 ткацких станка, то к концу столетия она производила больше пряжи, чем льнопрядильни Швеции, Голландии и Дании вместе взятые.
Состояние Павла Михайловича к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн руб., и это несмотря на огромные вложения в искусство на протяжении 40 лет.
Несмотря на абсолютно разные темпераменты (старший – хмурый, необщительный, задумчивый, младший – полная его противоположность: балагур, весельчак и душа любой компании) – Павел и Сергей были очень дружны. Соответственно распределились и их обязанности. Павел занимался бухгалтерией, а Сергей - заграничной торговлей.
Любовь Павла Третьякова к искусству началась еще в детстве. Заработав свои первые деньги в лавке отца, он начал собирать недорогие миниатюры, гравюры и литографии, скупая их на рынке и в лавках.
А затем, посетив в 1852 г. Санкт-Петербург и увидев настоящие шедевры живописи, понял, что тратить силы и средства нужно только на настоящее искусство. Восхищенный, он писал матери: «Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».
В 24 года Павел Михайлович купил две картины, которые, как считается, и заложили основу будущей коллекции. Это были работы: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Хотя картины Третьяков покупал и раньше: в 1854-1855 годах на Сухаревском рынке он приобрёл 20 работ старых голландских мастеров. Часть картин оказались поддельными. С тех пор Третьяков зарёкся покупать старинные работы: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». И стал собирать произведения только русских мастеров.
Выбирая их для покупки, будущий основатель картинной галереи ориентировался не на моду или мнение критиков, а только на свой собственный вкус. Это и будет в дальнейшем его главным принципом при формировании коллекции.
«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника...» - говорил он.
Немало картин, имеющихся в коллекции, появились в знаменитом собрании и благодаря младшему брату Третьякову. Так, Павел и Сергей совместно купили Ташкентскую коллекцию Верещагина, а бывали случаи, когда Павел советовал Сергею приобрести хорошие картины, которые сам по какой-то причине тогда купить не мог. Например, «В Крымских горах» Васильева, «Птицелова» Перова или «Украинскую ночь» Куинджи.
Павлом Третьяковым всегда руководили абсолютно бескорыстные мотивы. С самого начала работы над коллекцией он говорил о том, что собирает ее не для себя.
В 1874 г. он построил новое здание для галереи.И вскоре после открытия посещение музея стало бесплатным, а сам Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почетного гражданина Москвы.
В 1891 г. в галерее Павла Михайловича произошёл неприятный случай – были похищены сразу 4 картины. Это настолько сильно потрясло Третьякова, что он почти на два года закрыл галерею для посещений. А потом и вовсе решил передать галерею в дар Москве. Заведение стало называться Городская художественная галерея Третьяковых. В ее собрание вошло более 1800 живописных картин и рисунков, а так же 10 скульптур. Кроме того, 62 иконы перешли в галерею после смерти Павла Михайловича (до того момента они находились в его доме).
За передачу галереи городу Александр III предложил Третьякову дворянский титул, но он отказался: «Я купцом был, купцом и останусь».
До конца жизни Павел Третьяков продолжал ежегодно дарить Городской галерее новые произведения искусства. Его брат Сергей Михайлович (бывший тогда городским головой) тоже передал свою коллекцию в дар Москве. «Иногда в галерее, — вспоминал художник Нестеров, — появлялся высокий, сухощавый человек, он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его «комочком», бережно стирал замеченную на картине пыль, шел дальше, говорил что-то двум служителям, бывшим при галерее, и незаметно уходил. Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков».
Не стало Павла Михайловича в декабре 1898 г. В некрологе на его смерть было написано: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура — он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».
📌 Если понравилась статья, жмите"пальчик вверх" 👍, а также подписывайтесь на мой канал, в нем вы найдете много всего интересного.