(Матфея 12:30-37)
В нашем изучении Святого Духа мы уделим внимание одному из наиболее трудных для понимания отрывков во всей Библии. Наверное, не найдется такого проповедника, который хотя бы раз не беседовал с кем-то, кто был убежден, что совершил “непростительный грех”, или “грех против Духа Святого”. Одна женщина, которая мне регулярно звонит, так убеждена в том, что совершила непростительный грех, что только и ждет, когда дьявол потащит ее в ад на вечные муки. Я не видел более измученной души!
Слова Иисуса, приведенные в Мф. 12, были ответом на ложное обвинение, выдвинутое против Него фарисеями: “Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам...” (ст. 30-37).
Иисус только что исцелил слепого и немого бесноватого. Народ в изумлении начал спрашивать: “Не Сей ли Христос, Сын Давидов?” (ст. 23). Реакция фарисеев на это была очень болезненной. Они стали уверять людей: “Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского” (ст. 24). Иисус отвечал на это нелепое обвинение Своим учением о грехе хулы на Духа, грехе, который, как заявил Иисус, никогда не простится “ни в сем веке, ни в будущем” (ст. 32).
НЕПРОСТИТЕЛЬНЫЙ ТРЕХ
Грех, совершаемый в сердце
Ключ к пониманию греха хулы на Святого Духа можно найти в Мф. 12:25, где мы узнаём о том, что Иисус читал мысли фарисеев. И, зная их мысли, Он видел, что сердца их настолько черствы и бесчувственны, что никогда не смогут открыться навстречу Ему или Его слову истины. Иисус обвинил их в совершении греха “хулы на Духа”, греха, который “не простится” (ст. 31). Затем Иисус начал учить о том, что истинное состояние наших сердец открывается в том, что мы говорим, ибо “добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое” (ст. 35).
Грех возрастающий
Непростительный грех - это не тот грех, который люди совершают внезапно или случайно, по неосторожности лишая себя возможности прощения. Нет! Иисус говорил о грехе, совершаемом на протяжении длительного времени. Это грех, который совершается, когда человек ожесточает свое сердце против Божьего Слова и отказывается ходить с Господом. Если человек закрывает глаза, не желая видеть света Божьей воли, и затыкает уши, чтобы не слышать учение Слова Его, что-то происходит в его сердце. Оно становится холодным и безразличным к Богу и к Духу. Если он упорствует в своем “нет” в отношении Бога, говоря при этом “да” дьяволу, он станет так далек от Иисуса, сердце его так ожесточится против Бога, что он уже никогда не получит прощения.
Именно это и случилось с фарисеями. Они отрицали чудеса и учение Иисуса, и их сердца стали настолько бесчувственными, что они приписали небывалые чудеса Иисуса силе сатаны. Заглянув в их сердца, Иисус увидел, что дьявол так сильно овладел ими, что они никогда не покаются и не повернутся к Нему. Надежды больше не было. Они были виновны в грехе, которому не было прощения!
Причина, по которой человек не может получить прощение за грех хулы на Святого Духа, кроется не в том, что Бог не любит грешника или не желает спасти его. Вина за то, что этот грех не может быть прощен, лежит на самом грешнике, а не на Боге! Проблема в том, что грешник до такой степени ожесточил свое сердце, что у него уже нет желания покаяться и обратиться к Богу за спасением. Если со стороны человека нет покаяния, не может быть прощения и со стороны Бога.
Грех выбора
Живя на этой земле, мы ежедневно приближаемся к вечности. В конце этого дня мы будем на двадцать четыре часа ближе к моменту отправления с острова времени в безбрежный океан вечности. Каждый день мы стоим перед выбором либо смирить наши сердца пред Богом и предаться молитве, Его Слову и исполнению Его воли в нашей жизни, либо ожесточить наши сердца против Бога, предавшись нашим разумом и телом “похоти плоти, похоти очей и гордости житейской” (1 Ин. 2:16). Вот перед каким жизненным выбором мы стоим. Либо мы смиряем наши сердца пред Богом, либо позволяем им ожесточиться против Него. Либо мы покоряемся Господу, либо удаляемся от Него. Либо мы живем “по Духу”, либо “по плоти” (Рим. 8:4).
Неважно, понимаем ли мы этот принцип, но это истина Божьего Слова. Наше сердце - это реальный фактор, определяющий наш ежедневный выбор. На чем сосредоточены наши сердца? На себе самих и своих желаниях или на Иисусе и Его воле? Существо проблемы - в сердце человека. Вот почему автор послания к Евреям так часто предупреждает нас о наших же сердцах.
В Евр. 3:7-13 мы читаем: «..."Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, ... Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем...". Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».
Эти слова, взятые из Псалма 94:8-11, напоминают нам, что самая большая проблема Божьих детей (не только иудеев времен Ветхого Завета, но и новозаветных христиан) состоит в том, как сохранить наши сердца праведными пред Богом. Будет хорошо, если мы прислушаемся к наставлению, данному нам Богом в Прит. 4:23: “Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни”.
Такова была, в действительности, ситуация с фарисеями, описанная в Мф. 12. Они ожесточили свои сердца, и дьявол так вцепился в их души, что они даже стали приписывать чудеса, творимые Иисусом, сатанинской силе! И поскольку в своем отвергании Иисуса они дошли до такой точки, что возвели хулу на Самого Духа Святого, давшего Иисусу силу учить и творить чудеса, не осталось для них никакой надежды. Они были виновны в совершении непростительного греха!
ШАГИ К НЕПРОСТИТЕЛЬНОМУ ГРЕХУ
Помня все вышесказанное, рассмотрим некоторые специфические грехи, которые могут быть совершены против Святого Духа, в результате чего грубеют наши сердца. Хотелось бы вас предупредить, что упорствующие в подобных грехах будут возводить все более и более высокий духовный барьер между собой и Богом, и сердца их однажды станут настолько бесчувственными, что они уже не смогут покаяться в своих грехах и получить прощение.
Противление Духу
Мы можем грешить против Духа, противясь Ему и Его Слову. В таком грехе Стефан обвинял иудеев в Деян. 7. Он прочитал по этому поводу большую проповедь, проследив замысел Божий, начиная с Ветхого Завета, со времен Авраама. В своей проповеди он дерзновенно говорил о том, как Бог продолжал исполнять Свои замыслы на протяжении всей истории иудеев вопреки всем их грехам, неверности и идолопоклонству. В своей проповеди Стефан со всей страстью заявил: “Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы” (Деян. 7:51).
Отказ повиноваться Богу
Можно быть виновным в грехе “противления Святому Духу”, если отказываться слушать Божье Слово. Бог говорит сегодня с людьми через Библию, Его святое Слово истины. Тот, кто отвергает Божью истину и отказывается повиноваться Евангелию Иисуса Христа, виновен в грехе “противления Святому Духу”. Это все равно, что вступить в борьбу с Самим Иисусом. Через послание Святого Духа Иисус говорит грешнику, что надо делать, чтобы спастись. И если тот отказывается выполнять повеления Иисуса, он тем самым противится Святому Духу. Каждый раз, когда человек говорит “нет” Слову Божьему, он не только противится Святому Духу, он ожесточает свое сердце!
Грех “противления Святому Духу” противоположен тому, каково должно быть, по мнению Иакова, наше отношение к Слову Божьему. Он пишет: “Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души” (Иак. 1:21). Именно такое отношение нам необходимо, чтобы избежать греха “противления Святому Духу”. Это отношение покаяния и смирения. Это отношение, при котором мы отрекаемся от своей эгоистичной воли и поворачиваемся к Господу и Его святой воле. Слово Божье различает между грехом, совершаемым по слабости и неведению, и грехом, совершаемым против Господа преднамеренно! Моисей говорил об этих двух видах греха в Чис. 15. В ст. 26 он говорил о непреднамеренном грехе, а в ст. 30 - о грехе дерзком. Согрешивший непреднамеренно должен был принести через священника жертву за грех, после чего он получал прощение. В ст. 30 и 31 Моисей добавлял: “Если же кто... сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та; грех ее на ней”.
Преднамеренные грехи
Разница между непреднамеренным и преднамеренным грехом обсуждается и в Новом Завете. В Евр. 10:25 автор предупреждает христиан против греха намеренного отказа от собраний, добавляя в стихах с 26 по 31: «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: "у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь". И еще: "Господь будет судить народ Свой". Страшно впасть в руки Бога живого!»
Если дерзко согрешали жившие под законом Моисея, такие умирали без милосердия. Автор Послания к Евреям вопрошает: “Сколь тягчайшему наказанию будут подвергнуты те христиане, которые отвернулись от Христа?” Когда дети Божьи, омытые кровью Иисуса, получившие удивительный дар Святого Духа, произвольно грешат, они попирают Иисуса и оскорбляют Святого Духа благодати! Да поможет нам Бог понять всю серьезность такого заявления: “Я знаю Твою волю, но никто не может указывать мне, что делать!” Такое вызывающее отношение ожесточит сердце и вобьет между грешником и Его небесным Отцом клин греха, который уже никогда не сможет быть устранен.
Давид, муж по сердцу Божию, молился в Пс. 18:14: “…от умышленных [грехов] удержи раба твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения”. Умышленный грех - это грех преднамеренный, когда в глубине нашего сердца мы сознаем, что не должны его совершать. Некоторые люди, вместо того, чтобы с молитвой взирать на Бога и уповать на Его силу в преодолении подобного греха, дерзко и без сожаления его совершают. Если кто-либо упорствует в подобном грехе, не желая покаяться и обратиться к Господу за прощением, его сердце очерствеет. В конце концов, он достигнет той точки, которой достигли фарисеи; он потеряет всякое желание покаяться и пойти с Господом, повинуясь Его святой воле!
ИНЫМИ СЛОВАМИ
В 1 Тим. 4:2 Павел писал о лжецах, “сожженных в совести своей”. (Современный Перевод: “совесть которых клеймена раскаленным железом). Тот участок шкуры коровы, на который ставится клеймо, выжигается, и он утрачивает чувствительность. Подобным же образом, если человек упорствует в грехе против своей совести, его сердце, в конце концов, становится бесчувственным, и он теряет всякое желание покаяться в своих грехах и обратиться к Иисусу за прощением и спасением. Да поможет нам Бог избежать подобного ужасного состояния сердца!
Один брат во Христе в своей замечательной брошюре “Непростительный грех” дал несколько иллюстраций того, что может случиться с тем, кто все время противится Святому Духу в своем сердце. Предположите на минуту, что человек привязан к стулу тонким шнурком. Он может легко разорвать этот шнурок и встать со стула. А теперь представьте, что веревка обмотана вокруг человека вместе со стулом много, много раз. Тут человек уже привязан так, что не может разорвать веревки и встать со стула. Действие греха на сердце человека очень похоже. Грех подобен тонкой веревочке, опутывающей грешника все более и более с каждым совершаемым грехом до тех пор, пока он не оказывается окончательно связан и не становится узником, или рабом греха. Соломон писал об этом состоянии в Прит. 5:22: “Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха он содержится”. “Но, - кто-то может возразить, - разве Иисус не может разорвать узел греха?” Да, может, если человек захочет покаяться. Если человек будет продолжать грешить, его сердце станет таким злым, что он потеряет всякое желание покаяться и обратиться к Господу за прощением.
Предположите теперь, что некто ежедневно на протяжении какого-то периода времени закапывает по капельке кислоты в каждый глаз. Постепенно его зрение совершенно пропадет. Возможно, доктор даже предостерегал его от такой практики. Если он отказывается слушать его и продолжает закапывать в глаза эту кислоту, он со временем совершенно и окончательно ослепнет. Нанесение непоправимого вреда своим глазам равнозначно совершению непростительного греха и разрушению собственной души. В обоих случаях грех умышленный, и в обоих случаях наносится непоправимый вред.
Те, кто продолжает противиться Духу, станут виновными еще в одном грехе против Святого Духа, грехе оскорбления Его. В Еф. 4:30 Павел дал указание: “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления”.
Мы можем “оскорбить Духа Святого Божия”, потому что Святой Дух - это божественная личность Божества, обладающая чувствами. Святой Дух Божий любит нас больше, чем мы можем даже себе представить. И потому, что Он любит нас, Он открыл нам совершенную волю Отца нашего небесного, чтобы мы могли жить полноценной жизнью здесь, на земле, и однажды начать вечную жизнь с Отцом и Его чадами на небесах. Святой Дух не будет принуждать нас делать что-либо. Через Слово Он дает нам указания и приглашает нас исполнять волю Отца небесного, но мы сами должны решить, будем ли мы служить Иисусу или самим себе. Воспользуемся ли мы Его приглашением или будем упорствовать и делать то, чего хочется лишь нам?
Отец блудного сына знал, какое горе может принести сын, ослушавшийся отца и ушедший в дальнюю сторону греха. Когда сын покинул отца, отказавшись от всех благословений домашнего очага, отец страдал так глубоко, как только может страдать человек. Когда чада Божьи поступают своевольно вместо того, чтобы покориться Божьей воле, сердце Святого Духа болит так же, как оно болело у отца блудного сына. Те, кто продолжает противиться воле Божьей и оскорблять Святого Духа, совершая преднамеренный грех, в конце концов угасят Святого Духа в себе, и Он исчезнет из их жизни. Об этом грехе предупреждал Павел, когда писал в 1 Фес. 5:19: “Духа не угашайте”.
Вы знаете, как гасить огонь. Вы заливаете его водой или засыпаете землей, чтобы отсечь доступ воздуха к нему и таким образом ликвидировать. Павел говорил, что христиане могут совершить подобное против Святого Духа. Христиане могут противиться Ему и оскорблять Его до тех пор, пока, наконец, не погасят Его и не ликвидируют Его влияние на их жизнь!
Церковь в Лаодикии начала угашать Духа в своей жизни. Послание Иисуса этой церкви было таково: “Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Отк. 3:15, 16). Церковь становилась виновной в противлении Святому Духу и огорчении Его, и наступил момент, когда Он начал гаснуть в их сердцах. Их жар остыл, и они становились все более безразличными к Иисусу и Его воле.
Христианство - это не религия самоуверенности, но процесс познания того, что единственный путь - это полностью полагаться на Иисуса, ибо только Он поможет нам жить в святости. Чтобы осуществить эту цель, мы должны быть готовы ежедневно избавляться от своих эгоистичных мыслей. Мы должны позволить Иисусу через Святого Духа жить в нас. Услышавшие Его голос отрекутся от себя и последуют за Ним в вере, и любовь откроет для Него двери их сердец, чтобы Он пришел и жил в них и через них. Вот в чем смысл христианства.
Любой шаг в сторону от Господа опасен, потому что это шаг к вечному и безвозвратному отчуждению души от нашего любящего Отца небесного. Если такой грешник будет упрямо отвергать покаяние и отказываться обратиться к Иисусу за спасением, он будет уходить все дальше и дальше от Бога и Его совершенной любви, и сердце его будет все больше и больше ожесточаться.
Та же опасность существует и для детей Божьих, которые однажды покаялись и уверовали в то, что драгоценная кровь Иисуса смыла их грехи в крещении. Если сын Божий будет противиться Святому Духу в своей жизни, он будет огорчать Его, пока окончательно не угасит. Как только это произойдет, сердце его ожесточится до такой степени, что он уже никогда не раскается и не вернется к Отцу. Он зайдет так далеко, что не сможет уже вернуться назад, и однажды погибнет навсегда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чуть выше Ниагарского водопада раньше стоял щит с надписью: “Дальше спасения нет!” Значение этой надписи очевидно. За указателем течение становилось настолько сильным, что безумец, заплывший на лодке за него, не смог бы развернуться и избежать падения в водопад. Когда грешник медлит с повиновением Богу, он может достичь такой критической отметки. Он может противиться Святому Духу в течение такого долгого периода времени, что его сердце больше уже не сможет смягчиться. Некоторые уже зашли за такую отметку в своих сердцах. Только Иисус знает это наверняка. Будьте уверены, что такая невидимая черта существует. Если мы будем шутить с Божьей благодатью и превратим наше христианство в игру, придет день, когда мы пересечем эту черту, и тогда будет слишком поздно покаяться.
Риск, скрытый в слишком долгом откладывании покаяния, ярко проиллюстрирован следующей басней. Орел стоял на туше ягненка, которая вмерзла в льдину, плывущую по реке. Орел пировал на трупе, а льдина все плыла, приближаясь к водопаду. Время от времени орел горделиво поднимал голову и смотрел вниз по течению, как бы говоря: “Я знаю, что впереди опасность, но я знаю также, что делаю. Я взлечу прежде, чем будет слишком поздно”. Он оставался на этом кусочке льдины со своим странным грузом и плыл по направлению к ревущему водопаду. В последний момент орел расправил свои сильные крылья, чтобы взлететь. Но пока он пировал на туше, его лапы вмерзли в шерсть ягненка. Он хлопал крыльями и пронзительно кричал, но тщетно, потому что в следующую секунду водопад подхватил его навстречу смерти.
Многие юноши и девушки сегодня пируют на трупе греха. Они плывут вниз по течению времени, навстречу водопаду вечности. Они искренне намереваются однажды покаяться и примириться с Богом, а пока они веселятся. День за днем их души приближаются и приближаются к вечности. Но когда они, наконец, решат, что им необходимо примириться с Богом, они обнаружат, что уже невозможно освободиться из цепких объятий греха! Они окажутся связанными своими греховными привычками, и их души, захлебнувшись в водопаде, упадут на скалы вечной смерти, в темную бездну. Не позволяйте этому случиться с вами!
Если вы не христианин, не медлите, пока не будет слишком поздно. Смягчите свое сердце, пока вы еще в состоянии сделать это, и покайтесь в своих грехах. Придите к Христу в вере и креститесь, чтобы обрести прощение. Пусть Божий Дух поселится в вас.
А если вы христианин, не грешите против Духа Святого, живущего в вас. Не противьтесь Ему, не оскорбляйте Его и не гасите Его. Позвольте Ему превратить вас в человека, жизнь которого отражала бы его желание вечно жить с Богом.