Найти тему
ART OXIGEN | ЖИВОПИСЬ

Каналетто «Порта Портелло, Падуя» Ок. 1741/1742

Слава Каналетто основана на видах Венеции, высоко ценившихся посещавшими город иностранцами, особенно англичанами.

Венеция. Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 )
Венеция. Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 )

Он знаменит также, хотя и в меньшей степени, видами английских достопримечательностей, написанными художником во время двух путешествий в эту страну.

Менее известны, хотя едва ли не более привлекательны, произведения, находящиеся в стороне от этих главных путей.

В 1740 году Каналетто выехал из Венеции и доехал по Брентскому каналу по крайней мере до Падуи.

Зарисовки, сделанные им во время этого путешествия, стали предварительным материалом для картин, написанных в мастерской.

На этом полотне изображена местность на окраине Падуи.

В центре - старинные ворота Порта Портелло, сооружённые в 1518 - 1519 годах и до сих пор остающиеся основным проходом на восток, к Венеции.

Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло ; 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.  (фрагмент)
Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло ; 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса. (фрагмент)

Они стоят на южном берегу Пиовего, притока реки, сливающейся с водным путём от Венеции до Падуи.

На горизонте позади Порта Портелло видна Падуя с церковью и колокольней Санта Мария дель Кармине.

По всей картине разбросаны указания на человеческую деятельность и торговлю, однако это все играет подчиненную роль по сравнению с архитектурой.

Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло ; 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.  (фрагмент)
Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло ; 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса. (фрагмент)
Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло ; 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.  (фрагмент)
Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло ; 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса. (фрагмент)
Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло ; 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.  (фрагмент)
Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло ; 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса. (фрагмент)

Вид этого пейзажа за истекшие века изменился сравнительно мало (хотя здания с колоннами по правой стороне уже не существует, а сама Порта Портелло была перестроена в конце XVIII века), так что сравнение полотна Каналетто с действительностью позволяет заметить некоторые допущенные художником «поэтические вольности» ; в частности, изображённый на картине мост имеет на самом деле не две, а три опоры.

Несколько приёмов придают архитектурному пейзажу Каналетто безмятежный и задушевный характер.

Горизонтальная композиция создаёт ощущение устойчивости и покоя, а цветовая гамма, за исключением неба, сведена к различным оттенкам зелёного, коричневого и белого.

Природа и здания озарены мягким светом, и зритель почти физически ощущает теплоту согретого солнцем камня и кирпича, различающихся фактурой их поверхности.

Хотя предметы изображены равно освещенными независимо от удаленности, без размывания в атмосфере, Каналетто мастерски передаёт живое ощущение пейзажа.

Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло  62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.
Каналетто ( Венеция, 1697 - 1768 ). Порта Портелло, Падуя. Ок. 1741/1742. Холст, масло 62 х 109 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.