Найти в Дзене
Музей - это НЕ скучно!

Изначальное понятие слова "Музей" и как оно попало в нашу повседневность

Незамысловатое и привычное слово "музей" раскрывается по-новому, когда мы начинаем изучать его происхождение
Незамысловатое и привычное слово "музей" раскрывается по-новому, когда мы начинаем изучать его происхождение

Всем привет! Погружение в музейный мир начнем с простого и элементарного - разберемся что значит слово "музей", откуда оно к нам пришло, и каково его происхождение.

Изначально слово музей придумали древние греки (куда мы без них :), что случилось больше 2-х с половиной тысяч лет назад. Использовали его в значении "святилище Муз" или храм Муз, тот самый храм в древнем Акрополе - Мусейон.

Кто такие музы и зачем им были нужны храмы.

О музах впервые упоминает Геродот (отец истории). По его версии, это дочери самого почитаемого греческого Бога - Зевса. Было их 9. Муза - значит "думающая", "мыслящая".

А так как Древняя Греция была колыбелью науки, философии, риторики (ораторское искусство), логики т.д., то все, кто хоть как-то был связан с интеллектуальным трудом обращался за помощью к богиням покровительницам наук.

Подписывайтесь на канал, чтобы не упустить интересное
Подписывайтесь на канал, чтобы не упустить интересное

В благодарность за помощь, в мольбе о покровительстве и милости, греки подносили дары, которые предназначались музам, использовать их людьми было запрещено. Все подношения складировались и копились, учет коих вели жрецы храма.

Поэтому было построено специальное здание, показывающее могущество этих богинь.

Для картин, или живописное "изображений на доске" отводилась отдельная комната - хранилище Пинакотека.

Шло время и мусейонами стали называть не только места хранения даров, но и отдельную территорию, где проходили занятия связанные с наукой, искусством, литературой. Когда Греция вошла в состав Великой Римской Империи, римляне переняли все достижения греческой культуры.

В Средние века, слово "мусейон" и его "культурное" значение было потеряно для людей, как и все, что связано с античностью, а значит (согласно философии Средневековья) и "противно Богу".

В эпоху Возрождения, люди начинают возвращаться к культурной деятельности, делают заказы на картины, статуи по примеру Античности, везде пытаются отыскать, скупить, восстановить остатки бывшего могущества Римской империи. Все эти предметы собираются в домах знати. Появляются целые частные коллекции.

Знать Флоренции эпохи Возрождения
Знать Флоренции эпохи Возрождения

Богатые жители Италии вспомнили об утерянном слове и "мусеями" назвали все свои коллекции. Которые теперь в себя включали любые собрания памятников греко-римского искусства, картины, деньги, оружие, скульптуры, а позже - различные редкости природы и диковинные вещи.

Такие собрания, могли себе позволить только богатые и знатные люди, которые при любой возможности демонстрировали свое "богатство" и всех водить смотреть на "мусеи", а позже просто в "мусей". Так слово обрело новое значение и стало обозначать уже здание, а не просто коллекцию.

В эпоху Просвещения такие коллекции начинают подвергать всевозможному изучению, исследованию, описанию и систематизированию.

Черты современного понятия - музей обретает в 19-20 вв. Когда люди стали задумываться не только о сохранности и изучению музейных предметов, но их общей доступности, демонстрации не только самого предмета, но и той культуры с которой предмет связан.

Современный музей - это уже большой социокультурный научный институт, со сложной разветвленной системой функционирования, отдельным архитектурным комплексом и предназначением.

-4