Найти тему
Твой Транспорт

Московское речное пароходство. Более 160 лет на службе России

История Московского речного пароходства началась в 1858 году, когда гвардии капитан Г.Н.Львов первым рейсом пароходов "Москва" и "Николай" открыл судоходство по Москве-реке. Приказом от 29 мая 1857 года №105 по ведомству путей сообщения и публичных зданий ему было разрешено учредить пароходство в границах от города Москвы по реке Москве до ее устья, по реке Оке от Орла до Нижнего Новгорода и по реке Волге от Твери до Симбирска.

Шлюзы на канале имени Москвы. Москва, 12 июля 2008 года, автор Сергей Шишков
Шлюзы на канале имени Москвы. Москва, 12 июля 2008 года, автор Сергей Шишков

Развитию судоходства на реке Москве способствовало строительство в 1874-1877 годах шести плотин со шлюзами (Перервинская, Бесединская (ныне им. Трудкоммуны), Андреевская, Софьинская, Фаустовская и Северская), обеспечивших проход судов с осадкой до 90 см от устья реки до города Москвы.

Прогрессивная паровая тяга постепенно вытесняла проводку судов силами бурлаков и лошадей. Строительство пароходов для Московско-Окского бассейна в основном велось в Выксе, Коломне, Муроме, Рыбинске, Гороховце. В 1900 году здесь насчитывалось 106 паровых судов, причем 96 из них были построены на отечественных заводах.

Теплоход-сухогруз "Окский-10" на канале имени Москвы. Москва, 12 июля 2008 года, автор Сергей Шишков
Теплоход-сухогруз "Окский-10" на канале имени Москвы. Москва, 12 июля 2008 года, автор Сергей Шишков

В 1903 году в России появился первый теплоход в мире - на нефтеналивную речную баржу "Вандал" были установлены 3 судовых дизельных двигателя, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов. В относительно небольшие сроки российская промышленность успешно освоила выпуск теплоходов, и к 1914 году на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских - 16, грузовых - 12, буксиров - 20). По сравнению с пароходами теплоходы имели следующие преимущества: более высокий КПД, меньший расход топлива (а, следовательно, большую грузоподъёмность и больший запас хода), более высокая надёжность двигателя. Перевозили по рекам бассейна в основном лес и дрова - 42%, строительные материалы - 21%, нефть и нефтепродукты - 13%, хлебные грузы - около 5%.

Пассажирский теплоход "Москва-85" отходит от пристани "Большой Устьинский мост". Москва, 29 апреля 2008 года, автор Сергей Шишков
Пассажирский теплоход "Москва-85" отходит от пристани "Большой Устьинский мост". Москва, 29 апреля 2008 года, автор Сергей Шишков

К началу навигации 1918 года в Московско-Окском бассейне было национализировано 165 самоходных и 814 несамоходных судов, которые были переданы в ведение Главного управления водного транспорта Народного комиссариата путей сообщения. Только в конце 20-х годов начался подъем речного транспорта, разрушенного гражданской войной. В 1931 году было организовано Московско-Окское управление речного пароходства (МОУРП). После строительства канала "Москва-Волга" (1932-1937) роль водного транспорта в Московском регионе существенно выросла. Были введены в строй новые судоремонтные заводы и порты, ремонтные базы и пункты зимнего отстоя флота, спущено на воду большое количество новых судов, специально спроектированных для движения по вновь построенному каналу и рекам региона. Для эксплуатации этого флота было создано пароходство "Москва-Волга канал" (МВК).

В годы Великой Отечественной войны главной задачей московских речников была эвакуация населения и оборудования промышленных предприятий в тыл, доставка продовольствия и боеприпасов для фронта. Особую роль они сыграли в обеспечении столицы дровами. Судостроительные предприятия, принадлежащие пароходству перешли на выпуск военной продукции (снарядов, патронов, аэросаней и др.). Суда с деревянным корпусом вошли в состав Волжской военной флотилии и использовались в качестве тральщиков при обороне Сталинграда. Московские речники сражались в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Их славные дела и подвиги отмечены орденами и медалями СССР, девятнадцати присвоены звания Героя Советского Союза, трое стали полными кавалерами ордена Славы.

Послевоенное восстановление народного хозяйства дало толчок развитию речного транспорта. В Москву по водным путям завозилось оборудование для восстанавливаемых и новых предприятий, строительные материалы и топливо. Реконструировались порты, гидротехнические сооружения, заводы, строились суда и жилье для речников. В 1954 году МОУРП и пароходство "Москва-Волга канал" были объединены в Московское речное пароходство.

Буксир-толкач "Речной-43" на канале имени Москвы. Москва, 12 июля 2008 года, автор Сергей Шишков
Буксир-толкач "Речной-43" на канале имени Москвы. Москва, 12 июля 2008 года, автор Сергей Шишков

Широкое распространение получили прогрессивные методы труда: вождение несамоходных судов методом толкания (для чего строились новые буксиры-толкачи и специализированный несамоходный флот), бригадный метод работы судов, совмещение профессий на судах, добыча строительного песка из русел рек с помощью землесосов с погрузкой его в специализированные суда. Развивались и транспортные пассажирские линии, строились новые суда для пригородного пассажирского сообщения и для отдыха населения. Появились новые типы флота "река-море", позволившие перевозить грузы без перевалки сквозными рейсами с Волги в море и обратно.

Пассажирский теплоход "Москва-85" отходит от пристани "Большой Устьинский мост". Москва, 29 апреля 2008 года, автор Сергей Шишков
Пассажирский теплоход "Москва-85" отходит от пристани "Большой Устьинский мост". Москва, 29 апреля 2008 года, автор Сергей Шишков

В 1976 году за большой вклад в развитие речного транспорта Московское речное пароходство награждено орденом Трудового Красного Знамени. В это время пароходство представляло собой мощное транспортное объединение, включавшее 13 портов, пассажирское управление и 6 промышленных предприятий. Объем перевозок грузов достиг 66 млн. т, пассажиров - 10 млн. человек. Пароходство вышло на международный рынок туризма и стало самостоятельно организовывать речные круизы для туристов из Германии, США, Польши и других стран.

Пассажирский теплоход "Москва-99" рядом со стадионом "Лужники". Москва, 31 мая 2009 года, автор Сергей Шишков
Пассажирский теплоход "Москва-99" рядом со стадионом "Лужники". Москва, 31 мая 2009 года, автор Сергей Шишков

В 1994 году в процессе проводимой в Российской Федерации широкомасштабной приватизации государственной собственности Московское речное пароходство было преобразовано в акционерное общество открытого типа с закреплением контрольного пакета акций в федеральной собственности. Кризис экономики страны в эти годы отразился и на деятельности пароходства. Высокие темпы инфляции, неплатежи, недостача оборотных средств вызвали сбои в снабжении судов топливом и материалами, продолжительные задержки с выплатой заработной платы.

Пассажирский теплоход на подводных крыльях "Ракета" на Москве-реке. Москва, 9 мая 2008 года, автор Сергей Шишков
Пассажирский теплоход на подводных крыльях "Ракета" на Москве-реке. Москва, 9 мая 2008 года, автор Сергей Шишков

Но уже с 1996 года благодаря активизации строительной деятельности в Москве, сооружению Московской кольцевой автодороги и созданию крупнейшего района столицы в Марьино объемы перевозок речным транспортом песка и щебня росли высокими темпами. И значительная доля этих грузов доставлялась судами Московского речного пароходства. Развитие хозяйственной деятельности позволило стабилизировать финансовое состояние пароходства, создать необходимые резервы для ремонта и модернизации судов и портовой техники, ликвидировать задолженность персоналу по заработной плате. К началу XXI века пароходство крепко стояло на ногах, выполняло договорные обязательства и обеспечивало потребности предприятий Москвы и ближайших регионов в перевозках грузов, предоставлении услуг пассажирам на местных и туристических линиях.

Сегодня Московское речное пароходство - крупное транспортное предприятие в Московском бассейне, которое располагает современными пассажирскими лайнерами, прогулочными и банкетными теплоходами, мощным грузовым флотом.

Чтобы не пропустить наши публикации, подписывайтесь на "Твой Транспорт" в "Дзене", а также на других площадках:

Вконтакте

Инстаграм

Фейсбук

Твиттер