Найти тему
Ника и музеи

Анри Руссо: художник, который рассмешил Париж

Анри Руссо называют отцом примитивизма. Над его наивной и нелепой живописью потешался весь Париж. Сам Пикассо устаивал в честь него шуточный торжественный прием. Тогда никто не верил, что этот старичок изменит мир искусства навсегда.

Когда я в первый раз увидела его работы в Пушкинском музее в Москве-я ничего не поняла и не почувствовала. Есть ряд художников, к которым я не испытываю ничего, но в этом случае что-то побудило меня внести Руссо в список художников на изучение.

Прочитав его биографию, я поняла, что проникнуться его творчеством просто глядя на картины практически невозможно для современного человека. Нужно кое-что знать из его биографии и жизни, поэтому не ленитесь и прочтите текст.

Сена в Сюрене, 1886 год
Сена в Сюрене, 1886 год

Анри Руссо родился в 1844 году в семье жестянщика в небольшом французском городке Лаваль. Семья жила бедно, поэтому сразу после окончания школы Анри устроился работать в адвокатское бюро. Надо сказать, что наивен и простодушен он был не только в искусстве, но и в жизни. Подавшись влиянию не чистых на руку людей, он выкрал небольшую сумму денег из бухгалтерии, но был пойман. Ему грозила тюрьма или 7 лет службы. 19-летний Анри выбрал второе.

Когда Анри было 24 года умер его отец-единственный кормилец в семье, и тогда Руссо был освобожден от службы. Затем последовала работа судебным приставом, которая ужасно тяготила будущего художника. Выросший в бедной семье, он страдал от необходимости накладывать аресты на имущество и без того бедных людей.

Поэтому через 3 года бросает службу и устраивается на парижскую таможенную заставу, где проработает до пенсии. Собственно говоря поэтому в художественных кругах он и получил прозвище "Таможенник".

Рисование доставляет Анри Руссо особенное удовольствие. Он посещает Лувр, восхищается и копирует картины старых мастеров, делает зарисовки животных и растений в ботанических и зоологических садах Парижа.

Нападение ягуара на лошадь, 1910 год
Нападение ягуара на лошадь, 1910 год

В 1886 году он решает учавствовать в Салоне независимых, на котором его картины вызывают ажиотаж. Посетители высмеивают картины и художника, подводя к его работам знакомых с целью их повеселить.

Тогда же у Руссо появляются первые поклонники среди художников. Например, известный постимпрессионист Камиль Писсарро не мог оторваться от картины "Карнавальный вечер", увидев в ней зарождение нового вида искусства. Позже у художника появятся много почитателей. Гоген восхищался картиной "Мальчик на скалах", а Пикассо не расставался с портретом женщины "Ядвига"

Еще одно доказательство в позу наивности Руссо, точнее два.

В 1907 году художнику опять грозила тюрьма, и всему виной опять стала доверчивость художника. Его ученик обманом втянул художника в незаконную обналичку денег. За подделку чека ему полагалось заключение, но он был отпущен из-под стражи в самом зале суда. Оказалось, что при даче показаний он проявил невероятную наивность, что дало основание считать, что злого умысла в его действиях не было ни капли. На радостях он даже предложил судье написать портреты его родных, чем вызвал взрыв хохота в зале суда.

Руссо вызывал смех не только у обычных людей, над ним насмехалась и вся парижская богема.

Вид на парк Монсури, 1910 год
Вид на парк Монсури, 1910 год

Однажды Пикассо устроил у себя торжественный прием, который назвал "Чествование Руссо",и на который был приглашен весь Монмартр. Некоторые считают, что прием был розыгрышем и очередной шуткой эпатажного Пикассо, другие-что он был актом признания таланта Руссо. Вероятно эти оба варианта правдивы.

Чтобы подчеркнуть торжественность мероприятия, Пикассо соорудил для Анри Руссо трон, а над головой повесил канделябры с горящими свечами. В разгар веселья и произнесения восхваляющих речей, прямо на голову Руссо стал капать воск, образуя на его голове и плечах лужицы. Но, искренне веривший в значимость этого мероприятия, Руссо оставался сидеть на месте, слушая речи и играя гостям на скрипке.

А теперь представьте себе, как выглядел в этот момент добродушный и доверчивый старичок Анри! Представили? А теперь посмотрите на его работы в галерее! Это же 100% совпадение. Он был таким же, как и его картины.

Так рисуют дети! Да Руссо и был ребенком, взрослым ребенком.

Надеюсь теперь его творчество стало понятнее вам, не с художественной, но с человеческой стороны.

Еще о чем бы хотелось рассказать-это о буйной экзотической растительности на его картинах. Я уже упоминала, что он часто посещал ботанические сады и делал там эскизы, но сам Руссо придумал по этому поводу целую легенду.

Он рассказывал всем, что во время службы в армии ему довелось побывать в Мексике. И в ее диких лесах он навидался такого, что оставило впечатление на всю жизнь и трансформировалось в творчество. Дикие звери, пожирающие друг на друга, огромные растения закрывающие солнце и прочие небылицы. Конечно, все это было выдумкой, потому что полк Руссо никогда не покидал Францию, но легенда неплохая. Особенно тем, что не каждый француз мог похвастаться путешествием в такие страны.

Апогеем таких сюжетов стала картина "Сон", в которой обнаженная модель очутилась в тропических джунглях вместе с диваном.

Сон, 1910 год
Сон, 1910 год

На картине отсутствует перспектива, но ее заменят множество разнообразных оттенков зеленого(более 20), которые создают ощущение глубины. Ее часто называют лучшим произведением художника, в котором он выразил все, чему научился. На самом деле, таким образом он пытался выразить свое пристрастие к академической живописи. А что может быть более типичным сюжетом для салонной живописи, чем обнаженная на диване?! Хотя в интерпретации Руссо это выглядит скорее как насмешка.

Кстати, он довольно часто оставлял к своим произведениям большие аннотации, в стиле художников 21 века, из которых вполне ясно "что этим хотел сказать художник".

Ну и пожалуй, стоит упомянуть жемчужину собрания Пушкинского музея картину "Муза и поэт". Она была написана в дань уважения поэту Гийому Аполлинеру.

Муза и поэт,
Муза и поэт,

Это полотно написано с некой гиперсерьезностью, доведенной до абсурда.

Когда поэт пришел в мастерскую художника для позирования-тот обмерил его лицо и фигуру обычным метром, рассчитал все пропорции и принялся писать. На фоне, излюбленные художником, тропические заросли, а в арке из ветвей стоят они-поэт и его муза. И если сам Аполлинер изображен более или менее реалистично, и с атрибутами своего ремесла, то к музе большие вопросы. Мари Лорансен, муза поэта, славилась в Париже своей изящной фигурой и осиной талией. Руссо же изобразил ее в виде дородной дамой в античном платье. А на возражения Аполлинера ответил: "Большому поэту нужна большая муза". В его стиле, что уж скажешь.

Этот портрет-пейзаж(как называл его сам художник) устроил его полностью, что не скажешь об Аполлинере, который отказался его принимать даже в подарок.

Руссо был вынужден продать ее торговцу картинами. Удача улыбнулась Руссо, когда смелый русский меценат Сергей Щукин, благодаря которому в России появилось довольно большое собрание Матисса, Руссо и импрессионистов.

Умер Руссо в 1910 году от гангрены, образовавшейся в результате неудачной травмы и ее последующей обработки.

Я не знаю как у вас, но у меня образ этого художника вызывает умиление, редко в современном мире можно встретить что-то настолько искреннее. После этого уже не кажется, что его работы настолько уж примитивны. А какое впечатление сложилось у Вас? Изменилось отношение? Напишите мне об этом в комментариях.

Ставьте 👍👍 и подписывайтесь на мой канал! Там вас ждет много интересного о художниках, выставках и событиях культурного мира (нажать чтобы подписаться)