Бывает, ждёшь какую-то игру, читаешь новости, смотришь трейлеры, уже готовишься расчехлять кошелёк, а на релизе оказывается, что это Dragon Age: Inquisition, Battlefield V, или вообще, упаси боже, Wolfenstein: Youngblood. Разрушенные надежды, досада и разочарование — спутники завышенных ожиданий, и к сожалению, в нашей с вами любимой индустрии явление это весьма частое.
Но бывает и совсем наоборот. Знать не знаешь о какой-то захудалой индюшатине, не видишь её в новостях, обзорах и топах цифровых магазинов, а через год натыкаешься случайно в бандле от Humble, запускаешь из праздного любопытства и внезапно же упираешься кончиками пальцев в шедевр на 10/10. Проще говоря, бывает «неожиданно хреново», а бывает «внезапно круто». И вот Supraland от одного единственного разработчика-многостаночника — это «внезапно круто» в кубе.
Впервые Supraland появилась в информационном поле в контексте новостей о старте её краудфандинговой кампании на Кickstarter, которую она позорнейшим образом провалила с результатом $590 собранных средств из $22 685 запрошенных. Однако спас ситуацию стандартный для таких ситуаций план «Б», а именно Early Access в Steam. Даже самый ранний плохо оптимизированный билд, состоящий лишь из стартовой локации, игроки оценили очень положительно, а уж за год стахановского развития игра и вовсе стала настоящим бриллиантом стимовской инди-клоаки.
Supraland без лишних прелюдий забрасывает нас в открытый мир под завязку набитый нетривиальными логическими задачками, но соль тут совсем не в них. В отличии от прочих головоломок в опенворлде, вроде The Witness или The Talos Principle, сконструирована местная игровая песочница по законам метроидваний со свойственным этому жанру левелдизайном завязанном на способностях персонажа, что радикально смещает геймплейный фокус на эксплоринг. Все кусочки мира игры переплетены между собой самыми причудливыми способами, наполнены секретами, скрытыми проходами и постепенно открывающимися возможностями.
Более всего впечатляет, насколько искусно автор жонглирует жанрами, крепко связывая исследование с получением прокачкой новых способностей, прокачку с решением головоломок, а решение головоломок обратно с исследованием. В итоге получается совершенно наркотический геймплейный цикл, способный продержать вас у монитора до самого утра не хуже того самого «ну, ещё один ход и всё» из Civilization.
Только на этом прекрасном каркасе уже вышла бы прекрасная игра, но автор Supraland не останавливается, замешивая в свой густой геймплейный борщ простенькую FPS боёвку, сражения с боссами, побочные задания с забавными мини-историями, умелые саркастические заигрывания с попкультурой и неожиданные разломы четвёртой стены. Всё это переплетается с геймплейной базой игры удивительно органично, не оставляя игроку ни малейшего шанса словить зевоту.
Supraland — это практически идеальная игра, на 200% качественно отрабатывающая заложенный в себя нетривиальный микс из самых смелых идей. Автор использует массу тонких хитростей и уловок, чтобы игрок не терял чувство новизны и исследовательского азарта, регулярно напрягал мозг и интуитивно продвигался впёред, по-детски радуясь каждой решённой головоломке и открытому сундуку с улучшением.
Я не могу припомнить ни одну другую столь же глубокую, инновационную и безукоризненно задизайненную головоломку со времён Portal 2. Supraland выглядит почти как революция в жанре, что застрял в тесных комнатах с ящиками и вариациями судоку в мини-играх, и это достижение, за котороё её автор Дэвид Мюних достоин стать в один ряд с такими легендами инди-геймдева как Джонатан Блоу и Лукас Поуп.
Supraland обязательна к приобретению всем, вне зависимости от возраста, пола, визуальных или жанровых предпочтений. Благо, стоит эта шедевральная штуковина совершенно дурацкие для своего уровня качества деньги — 380 ₽ в Steam или 810 ₽ в Humble Bundle в комплекте с ещё 8 (!) годными играми (я взял именно так). Кроме того, для самых недоверчивых и сомневающихся в том же Steam есть возможность опробовать бесплатную демку.