Два фильма о норвежских событиях 22 июля 2011 года вышли почти одновременно. Это радикально разные работы. Норвежское кино принципиально исключает убийцу из действия. Американское дает Брейвику высокую трибуну.
Андерс Брейвик в ходе взрыва около комплекса правительственных зданий в Осло и расстрела молодежного лагеря Норвежской рабочей партии на острове Утёйа убил 77 человек. После этого он сел в тюрьму на 21 год.
В 2018 году на эту тему вышли сразу два фильма. В Берлине на Золотого медведя претендовала картина «Утёйа, 22 июля» норвежского режиссера Эрика Поппе. Американский Нетфликс презентовал в Венеции (даже получив второстепенный приз) фильм «22 июля».
Не видеть зло
«Утёйа, 22 июля» можно считать триллером, показывающим только события на острове от лица 19-летней девушки Кайи, которая пытается найти и защитить свою младшую сестру Эмили. Фильм показывает только тинейджеров, убийца Брейвик по принципиальному решению режиссера даже не попадает в кадр.
Такое решение небезупречно, так как может вызвать (и вызвало) критику за попытку триллерной эксплуатации больной темы со стороны тех, кто «не смотрел, но осуждает». Решение полностью выбросить из действия убийцу можно считать слишком идеалистической, максималистской позицией автора. С другой стороны, эта позиция имеет достаточно здравое гуманистическое обоснование: Брейвик и ему подобные должны быть лишены права на пиар, которого они так желают.
Фильм, снятый за один день (еще четыре дня из пяти ушли на дубли) одним куском, без видимых склеек, можно считать простоватым. Но речь сегодня не про постановочную сложность, а про способность авторов фильмов правильно ответить на этические вопросы. Норвежскому режиссеру это удалось. Американцы пытались, потратили гораздо больше денег и сил, делали формально крутой фильм, но морально проиграли.
Диалоги с убийцей
Нетфликсовский фильм «22 июля» – это настоящий байопик Брейвика, героизирующий особо опасного преступника. Формально авторы пытаются выкрутить историю в гуманизм, но получается только унылое нытье про мигрантов, мультикультурализм и толерантность. Заметно, что у режиссера нет страстной веры в декларируемые принципы. Зато сочувствующих Брейвику после этого кино, к сожалению, может стать больше.
Авторы сделали его ярким антигероем. Фанатик чётко действует, удачно шутит, не теряет самообладания, успешно водит за нос всю систему уголовно-процессуального права, кидает эффектные лозунги. Рядом с ним адвокат (порой больше похож на слугу), судьи, следователи, психологи выглядят тупицами, безвольной серостью.
Конечно, нас пытаются заставить переживать за формальных протагонистов – семью женщины-мэра, у которой один из сыновей на острове получил пять пуль, чуть не умер и с трудом реабилитируется. Но финальный пламенный спич этого парня в суде не убеждает:
«Я буду на свободе с родными и друзьями, а ты будешь одинок и будешь гнить в тюрьме».
Ха-ха. Испугали ежа голым задом. Огорчили взрослого мизантропа логикой желающего тусоваться подростка, унизили одиночеством в отличной камере, которая, судя по фильму, лучше комнатушки Брейвика в квартире, где он жил с мамой. «Гнить в тюрьме». В трехкомнатной камере с выходом на воздух и всякими опциями для повышения качества жизни. В этом месте просто смешно.
Странные «игры» американцев
А вот в финале жутко. Авторы оставляют на концовку диалог Брейвика с его уже бывшим адвокатом. Адвокат пытается мямлить: «Ты все равно проиграл». Как будто слово «игра» вообще уместно в данном случае. Авторы просто не понимают, что сам факт участия представителей общества и государства в «игре» с таким злом – уже проигрыш.
Брейвику по фигу. «Мы будем бороться с такими, как ты. Мои дети будут бороться», – неуверенно потрясает кулачками представитель государства, по сути, представитель ЕС.
И в ответ звучит ключевая финальная фраза всего фильма! Последнее слово остается за злодеем:
«Вы нас даже не замечаете».
Жесть. Это многозначный тезис с мощным зарядом. Он залезает в голову надолго. Он сразу повышает культовый потенциал фильма для склонных к насилию околополитических радикалов.
В некоторых ситуациях самое лучшее – молчать. В случае с фильмом «22 июля» не смолчали, устроили «игру». И снова проиграли. Тут вообще практически невозможно выиграть, учитывая документальную трагикомичность процесса.
Единственный вариант снять морально адекватное кино – максимально исключить Брейвика из действия, не делать из него главного героя, как и сделали норвежцы. Этот вариант американцы не выбрали. И результат предсказуемо провальный.
Спасибо за дочитывание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!