Все мы знаем потрясающую картину Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Известно, что изображенная на ней катастрофа не соответствует реальному течению извержения Везувия в 79 году. Но разве это важно, если реально страшно за помпейцев?
Карл посетил Помпеи в 1827 году, в этом же году сделал наброски и затем работал над картиной вплоть до 1833 года. Он внимательно изучил сами Помпеи, находки из погибшего города, а также ознакомился с некоторыми античными источниками, в частности, с письмами Плиния Младшего.
В письме брату Федору (март 1828 года) Карл пишет:
"Эскиз для картины, заказанной мне граф[иней] Разумовской, приведён в порядок; сочинение следующее: "Последний день Помпеи". Пункт избрал в Strada dei Sepolcri. картинная линия на перекрестке от гробницы Scauro к гробнице сына какой-то жрицы Цереры. Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар?
По правую сторону помещаю групп** матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии найдены были в таком положении); сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая (sic!) головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея).
Возле сей группы - бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребенка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца; в середине картины - упавшая женщина, лишенная чувств, младенец на груди ее, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за ее одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти; сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина; опрокинутая же колесница мчима конями, разъяренными от падающего раскаленного пепла и камней вдоль по дороге; управлявший колесницей, запутавши руку в вожжах, влечется вслед; между голов лошадей видно продолжение улицы Augustale, ведущей к Неаполю, которая хотя и не открыта, но я следуя древним писателям и нынешним антиквариям, поворачиваю несколько влево за дом Диомедов, наполняя ее гробницами и отдыхальнями, оставшимися сзади меня, что очень кстати.
По правую сторону упавшей женщины - жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении; возле него я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обремененная летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь ее с собой.
Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной картине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью другим группам.
Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца; между ног детей прячется верная собака; в промежутках групп видны разные фигуры. Я задыхался..."
Strada dei Sepolcri, о которой упоминает Брюллов, это нынешняя Via dei Sepolcri, уходящая от Геркуланских ворот дорога. Она была раскопана полностью лишь лет за 10 до визита Карла Брюллова в Помпеи. Здесь (как, впрочем, и вдоль почти всех остальных дорог из Помпей) обе стороны пути занимали гробницы.
Это неудивительно, ведь в античности считалось, что прохожий, прочтя имя на могиле лишний раз помянет человека.
Большинство гробниц было украшено мраморными рельефами.
Гробница Скавра - очень живописный памятник, даже после извержения вулкана. На нем была обнаружены просто потрясающие рельефы с изображением гладиаторских игр. К сожалению, не сохранившиеся до наших дней.
Дом Диомедов, вернее, Вилла Диомеда расположена все по той же Strada dei Sepolcri. Это было одно из первых раскопанных владений в Помпеях, которое после обследования решили не засыпать (как ранее), а оставить на обозрение публики. Огромная загородная вилла, владельца которой мы на самом деле не знаем. Аррий Диомед - имя похороненного в гробнице напротив виллы человека.
Посетил Брюллов и Бурбонский музей - "единственный по своему собранию ваз, бронз и фресок, найденных при открытии Геркулана и Помпеи"(из письма К. Брюллова Обществу поощрения художников от ноября 1827 года). Сейчас это Неапольский археологический музей.
*В заголовок вынесена цитата из письма Карла Брюллова Петру Кикину от 12 ноября 1827 года.
** Так - "группа" то ж.р., то м.р., - в письме Брюллова.
Благодарим вас за интерес к нашим материалам. Если статья вам понравилась - поставьте, пожалуйста, лайк. Если хотите её дополнить или обсудить - добро пожаловать в комментарии. А если хотите и в будущем следить за нашими публикациями - подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены". Спасибо за ваше внимание!