Найти в Дзене
Древности нашей ойкумены

Художник Карл Брюллов побывал "среди развалин Помпеи и Геркуланума..."*. Что не так с его полотном?

Все мы знаем потрясающую картину Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Известно, что изображенная на ней катастрофа не соответствует реальному течению извержения Везувия в 79 году. Но разве это важно, если реально страшно за помпейцев?

Карл Брюллов "Последний день Помпеи"
Карл Брюллов "Последний день Помпеи"

Карл посетил Помпеи в 1827 году, в этом же году сделал наброски и затем работал над картиной вплоть до 1833 года. Он внимательно изучил сами Помпеи, находки из погибшего города, а также ознакомился с некоторыми античными источниками, в частности, с письмами Плиния Младшего.

В письме брату Федору (март 1828 года) Карл пишет:

"Эскиз для картины, заказанной мне граф[иней] Разумовской, приведён в порядок; сочинение следующее: "Последний день Помпеи". Пункт избрал в Strada dei Sepolcri. картинная линия на перекрестке от гробницы Scauro к гробнице сына какой-то жрицы Цереры. Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар?
По правую сторону помещаю групп** матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии найдены были в таком положении); сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая (sic!) головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея).
Возле сей группы - бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребенка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца; в середине картины - упавшая женщина, лишенная чувств, младенец на груди ее, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за ее одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти; сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина; опрокинутая же колесница мчима конями, разъяренными от падающего раскаленного пепла и камней вдоль по дороге; управлявший колесницей, запутавши руку в вожжах, влечется вслед; между голов лошадей видно продолжение улицы Augustale, ведущей к Неаполю, которая хотя и не открыта, но я следуя древним писателям и нынешним антиквариям, поворачиваю несколько влево за дом Диомедов, наполняя ее гробницами и отдыхальнями, оставшимися сзади меня, что очень кстати.
По правую сторону упавшей женщины - жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении; возле него я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обремененная летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь ее с собой.
Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной картине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью другим группам.
Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца; между ног детей прячется верная собака; в промежутках групп видны разные фигуры. Я задыхался..."

Strada dei Sepolcri, о которой упоминает Брюллов, это нынешняя Via dei Sepolcri, уходящая от Геркуланских ворот дорога. Она была раскопана полностью лишь лет за 10 до визита Карла Брюллова в Помпеи. Здесь (как, впрочем, и вдоль почти всех остальных дорог из Помпей) обе стороны пути занимали гробницы.

Так выглядели Геркуланские ворота на старинной акварели
Так выглядели Геркуланские ворота на старинной акварели

Это неудивительно, ведь в античности считалось, что прохожий, прочтя имя на могиле лишний раз помянет человека.

Так выглядела Strada dei Sepolcri ок. 1890 года. Фотография Джорджо Зоммера
Так выглядела Strada dei Sepolcri ок. 1890 года. Фотография Джорджо Зоммера

Большинство гробниц было украшено мраморными рельефами.

Strada dei Sepolcri на фотографии Джакомо Броги конца 19 века
Strada dei Sepolcri на фотографии Джакомо Броги конца 19 века
Strada dei Sepolcri  на рисунке Гаэтано Нобиле из издания 1863 года.
Strada dei Sepolcri на рисунке Гаэтано Нобиле из издания 1863 года.

Гробница Скавра - очень живописный памятник, даже после извержения вулкана. На нем была обнаружены просто потрясающие рельефы с изображением гладиаторских игр. К сожалению, не сохранившиеся до наших дней.

Гробница Скавра в издании Джелла 1817 года
Гробница Скавра в издании Джелла 1817 года

Дом Диомедов, вернее, Вилла Диомеда расположена все по той же Strada dei Sepolcri. Это было одно из первых раскопанных владений в Помпеях, которое после обследования решили не засыпать (как ранее), а оставить на обозрение публики. Огромная загородная вилла, владельца которой мы на самом деле не знаем. Аррий Диомед - имя похороненного в гробнице напротив виллы человека.

Вилла Диомеда в альбоме братьев Никколлини "Дома и монументы Помпей" второй половины 19 века
Вилла Диомеда в альбоме братьев Никколлини "Дома и монументы Помпей" второй половины 19 века

Посетил Брюллов и Бурбонский музей - "единственный по своему собранию ваз, бронз и фресок, найденных при открытии Геркулана и Помпеи"(из письма К. Брюллова Обществу поощрения художников от ноября 1827 года). Сейчас это Неапольский археологический музей.

Бронзовые сосуды, найденные в Помпеях, в Неапольском музее в конце 19 века
Бронзовые сосуды, найденные в Помпеях, в Неапольском музее в конце 19 века
Стеклянные урны для праха
Стеклянные урны для праха
Бронзовые статуэтки божков
Бронзовые статуэтки божков

*В заголовок вынесена цитата из письма Карла Брюллова Петру Кикину от 12 ноября 1827 года.

** Так - "группа" то ж.р., то м.р., - в письме Брюллова.

Благодарим вас за интерес к нашим материалам. Если статья вам понравилась - поставьте, пожалуйста, лайк. Если хотите её дополнить или обсудить - добро пожаловать в комментарии. А если хотите и в будущем следить за нашими публикациями - подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены". Спасибо за ваше внимание!