Боевые действия в ходе Великой Отечественной войны показали, что с одной стороны "концепция москитного флота", которая выглядела очень привлекательной в 30-е годы, не получила полного практического подтверждения - флот должен был иметь крупные артиллерийские корабли. С другой стороны, ставка высшего руководства СССР на "океанский флот" не исключила в полном объеме строительства боевых катеров. Соответственно, в первый послевоенный период развитие торпедных катеров, как и других классов боевых надводных кораблей, шло по трем основным направлениям.
Во-первых, продолжилось серийное строительство катеров по проектам, разработанным до и во время войны. Это были, по терминологии того времени, торпедные катера дальнего действия проекта ТМ-200 и малые торпедные катера проекта 123 бис. Во-вторых, выполнялись работы по корректировке и доработке ранее указанных проектов с учетом опыта Второй мировой войны, а затем организовали и постройку торпедных катеров (проекты М-123бис, 123К, ТД-200 и ТД-200бис). В-третьих, началось проектирование новых торпедных катеров согласно первой послевоенной десятилетней программе военного кораблестроения, утвержденной Советом народных комиссаров СССР 27 ноября 1945 года. Программа предусматривала создание торпедных катеров по проектам 183, 184, 125 и 126.
Так что и себя представлял торпедный катер проекта ТМ-200, который продолжал строиться как катер созданный в годы Великой отечественной войны.
Разработка технического проекта 200 была произведена филиалом ЦКБ-32 НКСП, организованном при заводе № 640 в Сосновке на реке Вятка (кировская область) в 1942 году. Проектирование было выполнено под руководством главного конструктора Л.Л.Ермаша. Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми тактико-техническими элементами, но с различным материалом корпуса: стальным (ТМ-200) и деревянным (ТД-200). Как видим, старались в ходе решения одной задачи получить два результата - оценить возможность использования различной основы для создания катеров.
Водоизмещение нового торпедного катера составляло 43,7 т (нормальное, полное – 46, 9 т) при наибольшей длине 23,4 м, ширине 4м и средней осадке 1,13 м (высота борта на миделе – 2,4 м). В качестве двигателей использовались бензиновые двигатели «Паккард» 3х1200, обеспечивающие при нормальном водоизмещении наибольшую скорость хода 34,6 узла. Дальность плавания при скорости 9,4 узла должна была составить 488 миль, автономность – 6 суток. Экипаж – 11 человек.
Вооружение торпедного катера – 2х533-мм торпедных аппарата ТТКА-53, 3-12,7 мм пулемета МТУ-2, 4 глубинные бомбы типа ББ-1, восемь глубинных бомб БМ-1.
Интересно, что при чуть больших размерах в сравнении с серийным торпедным катером типа Д-3 новые катера ТМ-200 имели меньшую скорость (34,6 против 39,7 узла) при той же мощности энергетической установки, больший экипаж (11 человек против 8) и чуть более слабое артиллерийское вооружение (3х2 пулемета против 1-25-мм (25-мм) пушки и 1х2-12,7 или 2х2-12,7-мм пулеметов). Последний недостаток возможно вряд ли можно было считать таковым по количеству стволов, однако борьба с самолетами и малыми надводными кораблями противника требовали увеличения калибра огневых средств.
В тоже время отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого типа «Янтарь-2»; наличие местного бронирования боевого постав командира и пулеметных установок. Не надо забывать и тот факт, что Д-3 строился все же из дерева, и при всех достоинствах лиственницы и сосны, это не в полной мере отвечало вопросам защищенности.
Строительство катеров проекта ТМ-200 организовали на заводе № 341 в Рыбинске. Испытания головного катера, производившиеся в Батуми (видимо требовались морские условия, которые не могли дать Рыбинское водохранилище), выявили невозможность достижения спецификационной скорости хода (удалось достичь скорости только 34,6 узла вместо 38 узлов) из-за неудовлетворительного качества сборки корпуса. В тоже время проектная скорость должна была быть в пределах 34,6 узла. Несмотря на полученные результаты катер был принят ВМФ 30 сентября 1944 года, и было начато его серийное строительство.
Позднее на серийных катерах в результате доводки винтов наибольшая скорость хода возросла до 37-38 узлов. Недостатки проекта ТМ-200 по сравнению с ТД-200, а также полученными по ленд-лизу иностранными торпедными катерами, привели к быстрому завершению его строительства. Отметим, что качество сборки в военные годы вряд ли возможно было сравнивать с катерами иностранной постройки (особенно американской), учитывая условия функционирования американских судостроительных верфей в тот период, но факт остается фактом.
Всего в период с 1944 по 1946 годы ВМФ получил 24 катера проекта ТМ-200. Как бы то ни было, но именно ТМ-200 стали первыми отечественными серийными торпедными катерами со стальным корпусом.
Источники:
Поваренков, И. Послевоенные проекты торпедных катеров ВМФ СССР. И.А.Поваренков// Тайфун, № 1- 1996. – С.13.