Осенью 1993 года компания Volvo объявила о возвращении в автоспорт и явила миру прототип гоночного универсала на базе модели 850. Многие полагали, что выбор семейного автомобиля не более, чем пиар-ход и к старту сезона Volvo подготовит более традиционный седан, но не тут то было! Шведы выкатили на старт сезона Британского туринга (BTCC) 1994 года два универсала, подготовленные командой Tom Walkinshaw Racing.
Дебют выдался эффектным, но не эффективным. Уже в следующем сезоне универсалы заменили седанами, которые, к слову, смотрелись гораздо сильнее и два года подряд брали бронзу чемпионата BTCC. Но главную задачу гоночные универсалы Volvo выполнили: внимание зрителей и прессы они привлекали отлично!
С маркетинговой точки зрения выбор универсала оказался отличной идеей, хоть это был и не первый подобный автомобиль в истории автоспорта. Ещё в 1961 году на старт ралли Монте-Карло легендарный гонщик Эрик Карлссон вывел универсал Saab 95. И выбор у Saab был вынужденный!
Ранние автомобили Saab, несмотря на двухцилиндровый двухтактный двигатель и трехступенчатую коробку передач, отлично зарекомендовали себя в гонках, хотя "на бумаге" выглядели бледно. Эрик Карлссон каким-то образом умудрялся навязывать борьбу гораздо более мощным конкурентам, а что касается трехступенчатой коробки, то ей просто не было альтернативы. Но вот, в 1960 году шведы вывели на рынок универсал Saab 95 - семейный автомобиль, способный вмещать до семи пассажиров.
Автомобиль прилично набрал в весе и для него была разработана новая четырехступенчатая коробка передач. Эрик Карлссон и инженеры раллийной команды Saab были в восторге, но на привычные им Saab 96 новая коробка не ставилась... Единственным способом получить более конкурентноспособную технику было выставить на ралли Монте-Карло 1961 года... универсал Saab 95!
Тогда они не победили, но вернулись в следующем году на купе Saab 96 и одержали победу! И в 1963 году тоже! Темно-красный Saab 96 стал символом Saab в мире автоспорта: маленький причудливый шведский автомобиль выиграл самую известную раллийную гонку в мире, причем дважды! В этой связи немного жаль, что симпатичный универсал Saab 95 не так известен и почитаем как более успешный 96-й. Он хоть и не победил, но выглядел на заснеженных допах Монако весьма атмосферно! И это был не маркетинг...
А теперь представьте, каким нужно быть продвинутым гонщиком, чтобы побеждать на таком уровне с двухцилиндровым моторчиком мощностью 38 лошадей под капотом! Вот так Эрик Карлссон.
Сергей Клюшниченко