Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Гоночные фильмы 60-х

Оглавление

В 60-х автомобильные гонки превратились из просто спортивного соревнования в всемирно популярное зрелищное шоу, вокруг которого крутились очень серьезные деньги. Частично причиной этому стали телевизионные трансляции, которые превратили хобби "элит" в массовое развлечение. Частично развитие технологий, повысившее возможности спорткаров. Как следствие, романтика автогонок проникла в поп-культуру. Лучше всего романтический образ гонщика 60-х был отражен в популярном аниме-сериале 60-х "Спидди-гонщик", крутившемся по российскому телевидению в начале 90-х.

Однако, гонки были популярны и в голливудском и не только кино. Во второй половине 60-х в фильмы о "Ле-Мане" и "Формуле 1" вкладывались весьма приличные деньги.

7 заметных фильмов о гонках эпохи

Красная линия 7000 (Red Line 7000), 1965, режиссер - Говард Хоукс

Любимый гоночный фильм Квентина Тарантино, не считая "Дни грома". Именно отсюда он позаимствовал поп-артовые интерьеры заведения, где танцевали Траволта и Турман в "Криминальном чтиве". Стоит сказать, что это, пожалуй, единственное очевидное достоинство фильма. "Красную линию 7000" снял один из главных тяжеловесов старого Голливуда Говард Хоукса, но пик его творческой формы остался в 30-х и 40-х.

Гран-при (Grand Prix), 1966, режиссер - Джон Франкенхаймер

-2

В отличие от Хоукса, Франкенхаймер в середине 60-х был молодым, талантливым и полным амбиций режиссером. Возможно поэтому его "Гран-при" получился настоящим "Лоуренсом Аравийским" фильмов о гонках. На главные роли он пригласил голливудских (Джеймс Гарнер), французских (Ив Монтан) и японских (Тосиро Мифуне) актеров, отправив их покорять трассы "Формулы 1". В эпизодах отметились самые знаковые фигуры автоспорта 60-х.

Мужчина и женщина (Un homme et une femme), 1966, режиссер - Клод Лелуш

-3

Этот уникальный фильм Лелуша мог быть снят только в 60-е. До сих пор удивительно, как умело этот фильм балансирует между массовым и авторским кино. Предлагая широкому зрителю мелодраматическую линию и романтику профессиональных автогонок, а фанатам французского нововолнового кино нестандартный хронотоп и вычурный, но гармоничный монтаж. Трудно сказать, задумывался ли фильм именно таким, но в 2020-м он выглядит идеальной "капсулой времени", запечатлевшей романтические 60-е.

Победители (Winning), 1969, режиссер - Джеймс Голдстоун

-4

Наименее известный голливудский фильм в подборке несмотря на участие главной супружеской пары Голливуда эпохи Пола Ньюмена и Джоан Вудворд. Как и прочие гоночные фильмы, фильм делится на две сюжетные линии: герой стремится победить в гонках/герой пытается наладить личную жизнь. Подобный подход характерен для спортивного кино вообще, но именно в фильмах о гонщиках проявляется особенно сильно.

Пять тысяч километров к славе (Eiko e no 5,000 kiro), 1969, режиссер - Корэйоси Курахара

-5

Японцы тоже не обошли стороной тему гоночного кино. Трехчасовой эпик Курахары об африканском ралли был явно вдохновлен "Гран При" Франкенхаймера. И если последний стал самым кассовым фильмом в США в 1966-м, то фильм Курахары занял первую строчку японского бокс-офиса в 1969-м. По меркам японского кино, "Пять тысяч километров к славе" сняты с размахом: в главных ролях Тосиро Мифуне и Тацуя Накадаи, в одной из гостевых - француженка Эммануэль Рива.

Бросок в Монте-Карло (Monte Carlo or Bust!), 1969, режиссер - Кен Эннакин

-6

Англо-французская комедия, балансирующая на тонкой грани фильмов о гонках и дорогостоящих псевдогоночных комедий типа "Безумного, безумного... мира" и "Больших гонок". Актерский состав в фильме подобрался по-настоящему интернациональный: американец Тони Кёртис, француз Бурвиль, британец Дадли Мур, итальянка Николетта Макиавелли.

Ле-Ман (Le Mans), 1971, режиссер - Ли Кацин

-7

Последний гоночный блокбастер Голливуда эпохи, главную роль в котором исполнил Стив МакКуин - актёр, серьезно увлекавшийся гонками. В "Ле-Мане" на смену романтике и поп-артовой эстетике 60-х пришел суровый реализм. Даже цветовая гамма фильма разительно отличается от работ Хоукса или Франкенхаймера. "Ле Ман" по настоящее время является самым реалистичным голливудским фильмом, посвященным миру профессиональных гонок.