Фильм "Кококо" (2012 г.) режиссера Авдотьи Смирновой - интересная коробочка. Вроде и сюжет простой, и герои обычнейшие. А вот как начинает раскрываться!
Нежнейшая музейная работница, ученая-этнограф Лиза (Анна Михалкова), чья интеллигентность уходит не в третье поколение, а, кажется, в эпоху первобытности. Знает в лицо все арки и колонны в Питере. Знает, чем арт-деко отличается от барокко. Не знает одного: как проживать жизнь с удовольствием, а не серо и кисленько.
И вот волею случая Лиза знакомится в вагоне поезда с Викой (Яна Троянова) - разухабистой бабенкой неопределенной профессии. Продавщицей, кажется. Обеих дам в купе обворовывают, причем позже в милиции в воровстве обвиняют Вику - уж очень вид у нее дерзкий, не говоря уже о поведении.
Сердобольная Лиза забирает заявление, Вику освобождают, Лиза решает "на время" поселить ее у себя. Но неожиданно для себя самой привязывается к веселой провинциалке, называет ее своей подругой, пытается ввести в свой круг и даже устроить на работу. Правда, дружба "льда и пламени" скоро являет свою изнанку...
Вообще, режиссер и сценарист фильма, Дуня Смирнова, взирает на питерскую (то бишь исконную) интеллигенцию с оттенком грустного добродушного презрения. На фоне выходцев из "народа" научные сотрудники выглядят убого, банально, если не сказать, пошло. Мелкие страстишки в борьбе за научную командировку за границу, посиделки с пением бессодержательных по сути, но с претензией на иронию, песенок. Служебные романчики, от которых за километр веет скукой и нафталином. Как и от нарядов Лизы. А, да, еще игра в оппозицию, в некую общественную деятельность, в господи прости, социальную борьбу. Тем более, что предметом борьбы стало.... освобождение Ходорковского. Вот на этом месте я, признаться, поперхнулась - шикарная режиссерская усмешка: два облезлых ученых в сереньких пиджачках ратуют за судьбу опального олигарха. Да, и на митинге, при виде ОМОНа вопят, что придется "пострадать". За что - за то, что доиграть в интересную реальную жизнь, о которой ни один из них понятия не имеет, не дали?
Вот, пожалуй, это - искусственность, зыбкость устремлений - поистине беда главной героини, Лизы. С детства напичканная гуманитарными знаниями, она живет в иллюзорном, придуманном мире. Там много условностей, правил, барьеров. В этом мире иногда всплывают люди, с которыми приходится выстраивать отношения, но не очень-то успешно. Как с бывшим мужем - который всегда рядом, помогает реальными делами (эпично увозя свою унылую революционерку с митинга от греха подальше), но - не упускает случая поддеть и обидеть. Видимо, Лиза просто не умеет давать сдачи. Она мягкая, податливая жертва. Ее легко уговорить, обмануть. Она знает книги, но не разбирается в людях и не знает, чего хочет.
Эмоций хочет. Ярких, настоящих. Прямо страстей.
Источник таких страстей она находит в своей случайной попутчице Вике. Прямо женщина-фонтан!!! В отличие от Лизы, которая препарирует каждое свое чувство, Вика не привыкла вообще над чем-то задумываться. Просто делает, что хочется, знакомится, с кем хочется, легко и непринужденно, везде своя. Отрывается на всю катушку, пьет и поет. Ее залихватская песня про русалок звучит легко и искренне, в отличие от пошленьких песенок под гитарку сереньких сорокалетних мальчиков в жилетах.
Такой стиль жизни помогает Вике преодолеть такие жизненные невзгоды, от которых интеллигенты, смакующие чуФства, сломались бы в одночасье. А она рассказывает о них, смеясь. Прошло - и отпустило. Зашагала дальше.
Опять-таки, от непривычки задумываться и анализировать.
Хотя у такой бездумной легкости есть и изнаночная сторона: Вика обмолвилась, что ее родная дочь живет отдельно, в деревне у тетки. И об этом тоже говорит легко и весело. А на расспросы Лизы отвечать не хочет. Почему Вика не находит взаимопонимания с дочерью, рожденной очень рано? Или дочь просто мешает ей порхать по жизни?
Лиза этого не замечает. Ей легко с этой веселой хабалистой особой. Она излагает самое наболевшее: бездетность, тяжелый развод. Ей кажется, что Вика, в угаре алкогольных исповедей, понимает ее как никто другой.
А еще Вика наполняет жизнь Лизы яркими красками. Иногда Лизу смущает то, что они слишком яркие.
Она столовыми ложками черпает Викину непосредственность, оптимизм. Ей поначалу нравится бесконечных хоровод, который для ее подруги - обычное дело.
Но тут начинаются несостыковки. Лиза, хоть и погрязла в самоанализе, но в нем явно не преуспела. Она, пытаясь напялить не свойственный ей образ жизни, одновременно пытается втянуть Вику в свой мир питерской интеллигенции. Хуже того - сделать ее частью этого мира, обучить основам искусствоведения (на фоне рассказа Вики о продаже "алкашки") устроить на работу в ... музей и даже ...на телевидение.
"Ренессанс, барокко, рококо..." - "Кококо?"
Для Лизы это - вселенская гуманитарная миссия. Тот самый "долг перед народом", который неустанно отдавала вся русская интеллигенция, нимало этого самого народа не зная и даже близко не представляя, что ему, народу, нужно. А поэтому у Лизы снова и снова получается лишь любование собой, своим благородством, усилиями, которые она прикладывает, "возвышая"Вику.
Лиза, умненький слепой котенок, не понимает, как ей чужды Викины пляски, так и Вике чужды питерские "атлантиды". Что Вика, живущая одним днем и преимущественно животными порывами, просто делает, что хочется, не особо задумываясь над чувствами других. И однажды Лиза застает "подругу" с бывшим мужем у себя дома.
И муж вроде бы бывший, но обидно - самолюбие от утраты вещицы с антресоли. И Вика, которой указывают на дверь, искренне не понимает, почему. И вполне обоснованно вспоминает цитату из Экзюпери от ответе за тех, кого приручили. А Лиза в очередной раз не знает, почему ей так плохо и муторно.
Вроде помирились, но итог сей дружбы печален. Лиза, до тошноты объевшаяся гулянками, чужими людьми в своей квартире, вообще изменившимся образом жизни, в порыве раздражения пытается убить Вику. Слава богу, не удается. Правда, потом, в следующем, теперь уже дружеском, порыве отчаянно вытаскивает Вику из полиции. Эпичные вопли испуганной Вики. "Валенки". Занавес.
Интеллигенция и народ снова не поняли друг друга.
Жду ваших комментариев и новых подписчиков!
"Все умрут а я останусь": "чернуха", обязательная к семейному просмотру
"Глянец": быть простой как три копейки и влюблять в себя мужчин
Русская мелодрама как средство уничтожения семьи