Найти тему
Киноведьма

"Кококо": как "синий чулок" у хабалки счастью училась

Фильм "Кококо" (2012 г.) режиссера Авдотьи Смирновой - интересная коробочка. Вроде и сюжет простой, и герои обычнейшие. А вот как начинает раскрываться!

Нежнейшая музейная работница, ученая-этнограф Лиза (Анна Михалкова), чья интеллигентность уходит не в третье поколение, а, кажется, в эпоху первобытности. Знает в лицо все арки и колонны в Питере. Знает, чем арт-деко отличается от барокко. Не знает одного: как проживать жизнь с удовольствием, а не серо и кисленько.

-2

И вот волею случая Лиза знакомится в вагоне поезда с Викой (Яна Троянова) - разухабистой бабенкой неопределенной профессии. Продавщицей, кажется. Обеих дам в купе обворовывают, причем позже в милиции в воровстве обвиняют Вику - уж очень вид у нее дерзкий, не говоря уже о поведении.

-3

Сердобольная Лиза забирает заявление, Вику освобождают, Лиза решает "на время" поселить ее у себя. Но неожиданно для себя самой привязывается к веселой провинциалке, называет ее своей подругой, пытается ввести в свой круг и даже устроить на работу. Правда, дружба "льда и пламени" скоро являет свою изнанку...

Вообще, режиссер и сценарист фильма, Дуня Смирнова, взирает на питерскую (то бишь исконную) интеллигенцию с оттенком грустного добродушного презрения. На фоне выходцев из "народа" научные сотрудники выглядят убого, банально, если не сказать, пошло. Мелкие страстишки в борьбе за научную командировку за границу, посиделки с пением бессодержательных по сути, но с претензией на иронию, песенок. Служебные романчики, от которых за километр веет скукой и нафталином. Как и от нарядов Лизы. А, да, еще игра в оппозицию, в некую общественную деятельность, в господи прости, социальную борьбу. Тем более, что предметом борьбы стало.... освобождение Ходорковского. Вот на этом месте я, признаться, поперхнулась - шикарная режиссерская усмешка: два облезлых ученых в сереньких пиджачках ратуют за судьбу опального олигарха. Да, и на митинге, при виде ОМОНа вопят, что придется "пострадать". За что - за то, что доиграть в интересную реальную жизнь, о которой ни один из них понятия не имеет, не дали?

-4

Вот, пожалуй, это - искусственность, зыбкость устремлений - поистине беда главной героини, Лизы. С детства напичканная гуманитарными знаниями, она живет в иллюзорном, придуманном мире. Там много условностей, правил, барьеров. В этом мире иногда всплывают люди, с которыми приходится выстраивать отношения, но не очень-то успешно. Как с бывшим мужем - который всегда рядом, помогает реальными делами (эпично увозя свою унылую революционерку с митинга от греха подальше), но - не упускает случая поддеть и обидеть. Видимо, Лиза просто не умеет давать сдачи. Она мягкая, податливая жертва. Ее легко уговорить, обмануть. Она знает книги, но не разбирается в людях и не знает, чего хочет.

Эмоций хочет. Ярких, настоящих. Прямо страстей.

Источник таких страстей она находит в своей случайной попутчице Вике. Прямо женщина-фонтан!!! В отличие от Лизы, которая препарирует каждое свое чувство, Вика не привыкла вообще над чем-то задумываться. Просто делает, что хочется, знакомится, с кем хочется, легко и непринужденно, везде своя. Отрывается на всю катушку, пьет и поет. Ее залихватская песня про русалок звучит легко и искренне, в отличие от пошленьких песенок под гитарку сереньких сорокалетних мальчиков в жилетах.

-5

Такой стиль жизни помогает Вике преодолеть такие жизненные невзгоды, от которых интеллигенты, смакующие чуФства, сломались бы в одночасье. А она рассказывает о них, смеясь. Прошло - и отпустило. Зашагала дальше.

Опять-таки, от непривычки задумываться и анализировать.

Хотя у такой бездумной легкости есть и изнаночная сторона: Вика обмолвилась, что ее родная дочь живет отдельно, в деревне у тетки. И об этом тоже говорит легко и весело. А на расспросы Лизы отвечать не хочет. Почему Вика не находит взаимопонимания с дочерью, рожденной очень рано? Или дочь просто мешает ей порхать по жизни?

Лиза этого не замечает. Ей легко с этой веселой хабалистой особой. Она излагает самое наболевшее: бездетность, тяжелый развод. Ей кажется, что Вика, в угаре алкогольных исповедей, понимает ее как никто другой.

-6

А еще Вика наполняет жизнь Лизы яркими красками. Иногда Лизу смущает то, что они слишком яркие.

-7

Она столовыми ложками черпает Викину непосредственность, оптимизм. Ей поначалу нравится бесконечных хоровод, который для ее подруги - обычное дело.

Но тут начинаются несостыковки. Лиза, хоть и погрязла в самоанализе, но в нем явно не преуспела. Она, пытаясь напялить не свойственный ей образ жизни, одновременно пытается втянуть Вику в свой мир питерской интеллигенции. Хуже того - сделать ее частью этого мира, обучить основам искусствоведения (на фоне рассказа Вики о продаже "алкашки") устроить на работу в ... музей и даже ...на телевидение.

"Ренессанс, барокко, рококо..." - "Кококо?"

Для Лизы это - вселенская гуманитарная миссия. Тот самый "долг перед народом", который неустанно отдавала вся русская интеллигенция, нимало этого самого народа не зная и даже близко не представляя, что ему, народу, нужно. А поэтому у Лизы снова и снова получается лишь любование собой, своим благородством, усилиями, которые она прикладывает, "возвышая"Вику.

Лиза, умненький слепой котенок, не понимает, как ей чужды Викины пляски, так и Вике чужды питерские "атлантиды". Что Вика, живущая одним днем и преимущественно животными порывами, просто делает, что хочется, не особо задумываясь над чувствами других. И однажды Лиза застает "подругу" с бывшим мужем у себя дома.

И муж вроде бы бывший, но обидно - самолюбие от утраты вещицы с антресоли. И Вика, которой указывают на дверь, искренне не понимает, почему. И вполне обоснованно вспоминает цитату из Экзюпери от ответе за тех, кого приручили. А Лиза в очередной раз не знает, почему ей так плохо и муторно.

Вроде помирились, но итог сей дружбы печален. Лиза, до тошноты объевшаяся гулянками, чужими людьми в своей квартире, вообще изменившимся образом жизни, в порыве раздражения пытается убить Вику. Слава богу, не удается. Правда, потом, в следующем, теперь уже дружеском, порыве отчаянно вытаскивает Вику из полиции. Эпичные вопли испуганной Вики. "Валенки". Занавес.

Интеллигенция и народ снова не поняли друг друга.

Жду ваших комментариев и новых подписчиков!

"Все умрут а я останусь": "чернуха", обязательная к семейному просмотру

"Глянец": быть простой как три копейки и влюблять в себя мужчин

Русская мелодрама как средство уничтожения семьи