В начале девяностых годов перед Marillion стояла достаточно сложная дилемма. У них был новый вокалист, чья манера подачи хоть и была великолепной, но значительно отличалась от шотландско-гэбриэловского тембра Фиша; у них был новый альбом в лице "Seasons End", который изобиловал как прогрессивными эпиками, так и вполне коммерческими поп-рок-песнями; у них был звукозаписывающий лейбл в лице EMI, не особенно довольный снижением популярности группы и требующий от них постоянных хитов. Так что у группы был выбор - либо продолжить свои экспериментальные начинания и найти свой новый саунд с новым вокалистом, либо последовать примеру Genesis и записать свой вариант популярного на тот момент "We Can't Dance". Marillion же выбрали нечто среднее... что в итоге вылилось в "Holidays In Eden".
Сам Стив Хогарт часто называет этот альбом самым попсовым у группы, но я бы не сказал, что это до конца справедливое утверждение. Как не крути, а прогрессивную прожилку из группы не смогли выжечь даже менеджеры из EMI: к примеру, начинается альбом с одного из самых эмоциональных и сердце-разбивающих номеров за всю историю группы - "Splintering Heart". Вдумчивый и гипнотизирующий ритм, вкрадчивый и потусторонний вокал, срывающийся на крики отчаяния, сильная и по-настоящему чувственная лирика, а вслед за этим - настоящий музыкальный взрыв, от которого по всему телу пробегают настоящие мурашки. Marillion в очередной раз показывают, что они являются не просто группой, которая записывает одну песенку за другой, а сущими поэтами человеческой души и нашего внутреннего мира. "Splintering Heart" является настоящим шедевром своего времени, от которого вы невольно испытаете настоящее эмоциональное перерождение.
Ещё одним прогрессивным номером с альбома является "The Party", повествующая о злоключениях молодой и наивной девушки, которая впервые столкнулась с жестокостью окружающих её людей. Роскошные инструментальные партии, непредсказуемые композиционные повороты, просто сумасшедший вокал и присущая группе чувственность. Немного менее удачным примером прогрессивного подхода Marillion является "100 Nights", - у музыкантов были определённо хорошие начинания, но песня звучит как отполированный скелет того, что они уже делали на "Clutching At Straws" - с гораздо лучшими результатами.
В остальном же "Holiday In Eden" начинает скатываются по коммерческой и даже попсовой дорожке. Не поймите меня неправильно, - оставшиеся на альбоме песни отнюдь не являются плохими: они могут похвастаться как роскошными и запоминающимися мелодиями, так и профессиональным исполнением и сведением. Будь у Marillion больше маркетинговой поддержки, все эти песни с лёгкостью превратили бы их в прогрессивно-стадионную группу наподобие Genesis или Asia. Только вот отнюдь не за счёт этого Marillion всегда ценились у публики - они всегда шли против устоявшихся норм и показывали себя как убеждённые нон-конформисты. Так что очень странно было слышать от них простые как три копейки песни без каких-либо музыкальных экспериментов или приключенческих решений. Более того, на дворе был уже 1991-ый год - описанный выше поп-прог уже не был так популярен как ранее: менеджеры из EMI определённо отстали от времени лет на десять. Хиты вроде "Owner Of A Lonely Heart" и "The Invisible Touch" ушли в прошлое, а нынче балом правили немытые представители гранжа и зазнавшиеся деятели индастриала. Marillion со своими софт-роковыми пассажами выглядели как застарелые мамонты, пытающиеся сойти за своих на молодёжной вечеринке. Только вот публику было так просто не обмануть...
Да, соглашусь, - первый сингл с альбома, "Cover My Eyes (Pain and Heaven)", был достаточно популярен и даже поднял Marillion в британские чарты, но вот только успех этот был кратковременным. Следующие два сингла в лице "No One Can" и "Dry Land" прошли практически незамеченными, и даже если сегодня они воспринимаются снисходительно с точки зрения выразительности мелодики и своеобразной атмосферы начала девяностых, то тогда они уже определённо были не в тему. Оно и неудивительно, ибо на самом-то деле они были написаны Хогартом ещё для своей прошлой группы, - они даже выходили в свет в качестве синглов. Только вот почему Marillion решили, что они станут успешными в 1991 году если они уже провалились в прокате в 1986-ом, я ума не приложу. Опять же: отличные ностальгические песни с яркими мелодиями, но абсолютно без какой-либо фишки или изюминки. Если бы не чарующий вокал Хогарта, то на них бы вообще никто не обратил внимания.
Дальше на альбоме начинает твориться непонятно что - заглавная песня напоминает саундтрек к плохому диснеевскому фильму ("Oliver & Company" к примеру), "This Town" примитивна и проста, а "The Rakes Progress" абсолютно бессмысленна как в формате интерлюдии, так и в виде обособленной песни. Спасает положение разве что чувственная "Waiting To Happen", которая до сих часто вклинивается в концертные сет-листы Marillion, но к тому моменту, как она начинается, хочется уже просто не выходить из состояния фейспалма.
Ладно, наверное я слишком уж сильно критикую "Holidays In Eden": если рассудить здраво, то если бы этот альбом выпустил какой-нибудь Стинг, то я бы поаплодировал ему стоя и топая ногами. Чёрт... вышло ещё хуже... Суть в том, что я прекрасно осознаю потенциал группы, а потому как-то тоскливо слышать от них такой простой, прямолинейный и предсказуемый альбом. И пусть на нём есть отличные мелодии и ностальгическая атмосфера, - не этого я жду от Marillion. Опять же, спасают положение лишь роскошные "Splintering Heart" и "The Party", но если бы не они...
Надо ли говорить, что EMI были не особенно довольны результатом, - они ожидали миллионных продаж, а получили лишь умеренный и скромный успех, быстро ушедший в забвение. Да и сами музыканты не были рады результату - их переполняли идеи и амбиции, а они не могли дать им выход. Так что было принято решение, что следующую пластинку они будут записывать на своих условиях, без давления со стороны вездесущих менеджеров лейбла. Перед ребятами снова стоял выбор: продолжить писать простые песенки для неподготовленных и страдающих от антероградной амнезии слушателей поп-фм, или же вложить в музыку всех себя и сотворить шедевр на века... Что же, на этот раз Marillion не разочаровали.