Мой любимый момент в «Ежике в тумане» - когда он свалился в реку и пытается это осознать. И не паниковать. И говорит себе:
- Я - ёжик, я упал в реку. Пусть река сама несёт меня.
Открытка с ежиком в реке у меня прямо к рабочей доске прицеплена. Всегда перед глазами. А почему? Потому что я не умею быть в потоке, не умею сказать реке, чтоб она сама несла. Я обязательно начинаю барахтаться, вылезать на скользкие берега, валиться обратно в поток и так много раз.
Или например, над головой парус, у руля капитан, яхта плывёт себе. Мечта. Так я тоже не могу. Я б вскочила, стала б искать вёсла, пытаться грести.
Обычно так. Но сейчас ни грести, ни спасаться совершенно не хочется. Общественно-политический контекст таки подарил ощущение полного бессилия. Никто ничего не может сделать. Каждый, кто пытается - прихлопнут доводами, которые даже не пытаются быть логичными.
И так и непонятно, плыть ли по течению или отчаянно бить конечностями как та лягушка в сливках. Мне неприятна эта притча, я уверена, что масло лягушка сбила, но при этом так вымоталась, что вылезла и тут же сдохла рядом с крынкой. А может, это мое искаженное восприятие и она совсем не устала, а накачала ляжки, стала звездой и запрыгала с новой силой.
Однажды весной я стояла на мостике и смотрела, как маленькие рыбки в реке категорически плывут против течения. Я знала, что так делают лососи на Аляске, но тут были вовсе не лососи, а совсем маленькие рыбешки. Они яростно гребли, а иногда застывали на месте. И чтобы застыть в ситуации «против течения», им тоже надо было вовсю махать плавниками, хвостом и извиваться позвоночником.
Вокруг все было обыкновенно, тихо и медленно - грунтовая дорога, пригорки, из-за кустов тамариска вышли две коровы и остановились без видимой причины, пролетела цапля с неудобно изогнутой шеей, в траве кто-то попискивал, на горизонте блестела полоска моря, в машине нагревалось пиво. А на дне реки шла такая борьба, что я не могла уйти с мостика, смотрела на рыб, которым обязательно надо было в другую сторону. Ну это же неправильно, неоптимально и не энергосберегающе. Зачем природе такие сложные сценарии, такое генетическое упрямство? И столько раз видела, когда решимость все разрушала.
Я люблю другую наглядную модель - черепашки в южно-австралийском течении - в первом пиксаровском мультике про Немо. Их просто несёт на огромной скорости внутри мощного тёплого потока воды. Вокруг океан, им весело, они кувыркаются, болтают и в то же время движутся куда-то в нужном направлении. Без усилий. Потому что знают, в какой подводный поток вовремя нырнуть, чтобы вынесло к милому берегу, безопасному пляжику, тёплому местечку.
Когда я слышу про состояние потока - всегда выпукло вспоминаю тех черепах и выражение «не сопротивляться судьбе».
Если бы я была художник, я написала бы две квадратных работы - «рыбки против течения», чтоб по их узким спинам читалась решимость идти до конца. И «черепашки в австралийском течении», чтоб было видно их приподнятое настроении, скорость воды и то, какая она чистая и тёплая.
И повесила бы рядом. Для напоминания, что иногда надо быть как рыбка, а иногда как черепашонок - дружбан папы Немо, который говорил: расслабься, чувааак...