Вот уже десятки тысяч лет человек использует глину в разных сферах своей жизни. Строительство, декор печей, фасадов, украшения и конечно же, почетное место занимает посуда. В каждом доме есть керамическая посуда. Требования к ней велики. От эстетической красоты до практичности и удобства ухода и хранения.
Сейчас работают целые производства, и посуда для нас является не только одним из предметов первой необходимости, но и предметом роскоши. А в основе, по прежнему - глина.
Существует множество различных техник для создания изделий из керамики – ручная лепка, гончарное производство, отливка в формы, отминка и т.д.
Гончарный круг был создан, когда изделия из глины уже пользовались спросом несколько тысячелетий для увеличения скорости изготовления и облегчения труда мастера. А до его создания, уже существовали некоторые техники ручной лепки, которые и сейчас широко используются.
Лепка из кома – самая распространенная, к которой мы приучены с детства. Взял кусок глины, помял в руках, скатал шарик и вылепливаешь из него объект своих желаний. Выдавливаешь, вытягиваешь, заглаживаешь. Глина пластичный податливый материал, трескается – увлажнил, мокрая – подсушил. Необходимо следить за тем, что бы толщина стенок изделия была одинаковой, это важно при сушке и обжиге.
Лепка из пласта – когда глина раскатывается в пласт, вырезается по шаблону или лентой и склеивается или отминается в форму. Толщина стенок таких изделий равномерна, но в местах склеивания элементов могут произойти деформации, т.к. склеиваются они с помощью жидкой глины (шликера) и эта часть получается более мягкой и влажной.
Так же при отминке в форму нужно контролировать силу надавливания пальцев, использовать постукивания и дать возможность глине постепенно принимать нужную форму.
Лепка из жгута – эта техника более трудоемкая, но обладает безупречными характеристиками. Для того, что бы сделать такое изделие, требуется сделать некоторое количество жгутов. Для небольших изделий они раскатываются вручную, для крупных можно использовать экструдер, тогда жгуты выдавливаются поршнем.
Жгуты приклеиваются и примазываются друг на друга, создавая прочную, равномерной толщины стенку по всей площади изделия. Важно, чтобы нигде между ними не остался воздух, для этого их постукивают лопаткой, так же поправляют форму изделия. Если в стенках остается воздух, изделие может порвать при обжиге. Так что, дело тонкое.
Технику жгута и сейчас широко используют для создания крупных изделий и скульптур.
И самый важный этап до обжига – правильная сушка. Именно с помощью сушки можно избежать различных деформаций и трещин на этом этапе. Можно своевременно устранить какие-то несовершенства. Процесс сушки должен быть постепенным, рекомендуется пару дней сушить под пленкой, это даст возможность всему изделию приобрести равномерную степень увлажненности, соответственно, дальнейшее равномерное высыхание. На следующем этапе, закрывать тканью, не допускать сквозняков.
Таков путь шедевра к первому обжигу.