Найти в Дзене
History by Инородец

"Отатаривание" власти в Казанской губернии в 1917 году

25 июня 1920 года состоялось историческое событие - образование Автономной Татарской Советской Социалистической Республики. К новому "татарскому" лицу власть в Казанской губернии начала готовиться еще в начале 1917 года, когда российскую монархию потеснила буржуазная республика.

Весть о смене власти в Казани получили 1 марта 1917 года. Губернатор П.М. Боярский встретил новость со смирением. Он отправил приветственную телеграмму Временному правительству, сообщил о готовности передать управление губернией представителю официальной власти. Законными представителями Временного правительства на местах были назначены руководители земских органов. В первые месяцы революции эту должность исполняли помещики Молоствов, затем Плотников. Центром управления губернией оставался казанский кремль. С мая по ноябрь 1917 г. губернским комиссаром был молодой юрист, убежденный эсер Валериан Андреевич Чернышев. Среди его помощников был и татарин Калимулла Гумерович Хасанов.

«Очень рад тому, что в сотрудничестве со мной по управлению губернией, в роли помощника Губернского комиссара, принимает участие избранник мусульманского населения, − заявлял 3 июня 1917 г. губернский комиссар В.А.Чернышев, − с которым надеюсь достигнуть ожидаемых демократией благ и расцвета завоеванных нами свобод» .

Впервые, после завоевания Казанского ханства, среди руководства Казанской губернии появился представитель татарского народа. Бывший страховой агент и учитель по образованию, имевший опыт работы в Государственной думе, Калимулла Хасанов стал одним из немногих мусульман в управленческом аппарате губернии. Он был родом из деревни Чулпыч Мамадышского уезда, окончил Казанскую татарскую учительскую школу и даже являлся депутатом 2-й Государственной думы.

Калимулла Хасанов (1878-1949).
Калимулла Хасанов (1878-1949).

Такая же тенденция по демократизации органов официальной власти наблюдалась и в уездах Казанской губернии. Со второй половины 1917 на должности помощников и уполномоченных уездных комиссаров стали назначаться представители татарского населения.

Однако в 1917 году легитимная власть часто играла номинальную роль, она стала заложником революционной свободы. Ситуацией управляла толпа, а не представители официальной власти. Основная масса общества проявляла равнодушие к происходящим политическим преобразованиям. Эта индифферентность способствовала нарастанию революции и захвату власти отдельными заинтересованными группами, предлагавшими самые популистские лозунги.

Даже губернского комиссара Чернышева представители Казанских Советов в сентябре 1917 года практически выселили из его же помещения - бывшего губернаторского дворца. По соседству с рабочими кабинетами губернского комиссара и его помощников заседали самовольно разместившиеся профсоюзы различных производственных объединений...

Но это уже совсем другая история.