История самолета "Мустанг" началась в 1940 г. англичане обратились к руководителям фирмы "Норт Американ" с предложением освоить производство истребителей P-40 фирмы "Кертис-Райт", в Англии эти самолеты назывались "Томагавк". Сам самолет был не из лучших, но его плюсом была легкость пилотирования.
К тому же "Кертисы" шли в Авиакорпус США, а англичане получали излишки, этим и была вызвано предложение британцев.Руководство "Норт Американ" в свою очередь предложило сконструировать в кратчайший срок новый истребитель, причем за то время, которое бы потребовалось для производства "Кертисов".
Результатом работы стал проект истребителя NA-73. Это был цельнометаллический низкоплан с гладкой обшивкой, крыло было с ламинарным профилем. Такое крыло должно было обеспечить меньшее аэродинамическое сопротивление. Но выиграв в уменьшении сопротивления, проиграли в подъемной силе. Чтобы это не отразилось на взлетно-посадочных характеристиках машины установили закрылки большой площади.
Крыло было двухлонжеронным, передний лонжерон был сдвинут назад, чем освободил место для уборки основных стоек шасси, между лонжеронами разместили бензобаки и пулеметы. Баки были мягкие из ткани и резины, планировали сделать их проектировать слоем сырой резины.
Защищался пилот бронестеклом и бронеспинкой с заголовником.Для лучшей обтекаемости, конструкторы предусмотрели двигатель жидкостного охлаждения "Эллисон" V-1710 рабочим объемом 1710 кубических дюймов.
Конструкторы ставили себе задачу высокого аэродинамического совершенства, воздухозаборник убрали в крыло. Для улучшения обтекания фюзеляжа фонарь кабины переходил в гаргрот, чтобы пилот имел обзор в нем прорезали боковые окна. Стойки шасси уходили в ниши передней кромки крыла, заднее колесо уходило в нишу фюзеляж и прикрывалось щитком.
Шасси были широко расставлены, что позволяло базироваться на полевых аэродромах. Пилот закрывался с передней части бронестеклом.
Четыре крупнокалиберных пулемета устанавливались в крыльях, два с синхронизаторами в передней части фюзеляжа ниже оси машины.
Англичане согласились принять новый истребитель, но потребовали увеличить количество пулеметов "Браунинг" до восьми: четырех 12,7-мм и четырех 7,62-мм.
Кроме того британцы хотели поставить свое кислородное оборудование и радиооборудование. Группа конструкторов вычертила общие виды и компоновку машины NA-73X или Х-73. Хотя машина создавалась на экспорт, но ее создатели дальновидно соблюдали нормы предусмотренные для американской боевой авиации.
В рекордные сроки построили за 102 дня истребитель, но, правда, без мотора. На самолет поставили колеса с самолета "Тексан", не установили бронезащиту и стрелковый прицел. Двигатель V-1710-F3R (экспортный вариант V-1710-39) мощностью 1150 л.с. прибыл только через 20 дней.
26 октября 1940 г. самолет впервые подняли в воздух. NA-73X оказался легче примерно на 100 кг и быстрее на 40 км/ч "Кертиса". Еще 20 сентября 1940 г. "Норт Американ" получила извещение, что британское правительство одобрило поставки "Мустангов". 24 сентября заказ увеличили до 620 самолетов.
Четвертая и десятая серийные машины отдали для испытания в ВВС США, им присвоили обозначение XP-51. Конструкцию самолета упростили, он был задуман по схеме узловой сборки, то есть множество мелких узлов собирали в крупные, затем в более крупные, причем неправильно собранный мелкий узел не влезал в более крупный. В Англии самолету A-73X присвоили название "Мустанг" Mk. I.
Первый серийный самолет получил новый ветровой козырек с переплетами и передним бронестеклом. Переделали вход воздуха к радиаторам. Установили 8 пулеметов, 4 крупнокалиберных и 4 винтовочного калибра. Первый отправленный в Англию "Мустанг" благополучно доплыл до Великобритании, там он прошел программу испытаний в Боскомб-Дауне в Aircraft and armament experimental establishment. На высоте 4 км самолет развивал скорость 614 км/ч. На малых и средних высотах он был быстрее "Киттихаука", "Аэрокобры" и "Спитфайра". Дальность была выше, чем у всех английских истребителей. Маневренность и управляемость была расценена как удовлетворительная. Выше 4500 м мотор "Мерлин" "Спитфайра" V, оснащенный двухскоростным нагнетателем показывал лучшие результаты. "Эллисон" такого устройства не имел, поэтому мощность мотора на большой высоте падала. Было решено использовать самолеты как штурмовики.
"Мустанги" использовали во время высадки в Дьеппе 19 августа 1942 г., у земли самолет обгонял "Фокке-Вульф" 190 и "Мессершмитт", удалось сбить один 190-й. Для улучшения характеристик на развороте летчики выпускали на вираж щитки.
Машины широко применяли в рамках операции "Рубарб" штурмовики атаковали железнодорожные депо, мастерские, станции, ж/д составы, аэродромы, речные порты и суда. В операции "Рейджер" атаковали железные и шоссейные дороги.
Иногда "Мустанги" снижались до 30 метров, от огня с земли могла защитить высокая скорость. Хотя немецкие зенитчики все же сбивали английские самолеты."Мустанг" имея отличные летные качества на небольших высотах мог перехватывать немецкие FW 190, которые летели на бреющем, чтобы не попасть на экраны радиолокаторов и атаковать прибрежные объекты Британии.
Большая дальность до 1500 км, позволяла "доставать" цели в глубоком немецком тылу.
Кроме штурмовых действий "Мустанг" использовали как разведчик. Самолеты летали парами, один фотографировал, другой прикрывал. На обратном пути расходовали боезапас на цели, которые удавалось найти.
Под наименованием "Мустанг" I (P-51) выпускался и истребитель NA-83 с небольшими изменениями конструкции. В Англии одну машину из этой партии оснастили восемью неуправляемыми ракетами, двумя подвесными контейнерами с 40-мм пушками "Виккерс S". На ней опробовали и плотно прилегающие к нижней поверхности крыла дополнительные топливные баки в виде полукапель. Всего выпустили 620 "Мустангов" I. Почти все они пошли в Англию. Потеряны были считанные единицы машин.
Следующий вариант получил название NA-91 или "Мустанг" IA. Вместо пулеметов ставили четыре крыльевые 20-мм пушки М2 лицензионной "Бритиш испано". Переместили фары ближе к фюзеляжу. 2 машины оставили на заводе, 93 поставили в Англию, 55 забрало правительство США.
"Мустанги" I и IA воевали до конца войны, выводили из строя морские и наземные цели. 5 "Мустангов" I англичане переделали в средневысотную модификацию заменив штатные моторы на свои "Мерлины" 65 мощностью 1785 л. с. Удалось достичь скорости 697 км/ч и скороподъемности у земли 17,48 м/с. Эти самолеты назвали "Мустанг" X. В дальнейшем на эти машины ставшие летающими стендами ставили другие модификации моторов "Мерлин".
Следующей версией самолета в британских ВВС стал Mustang Mk.II. Он соответствовал армейской модификации North American P-51A Mustang, он получил двигатель "Элиссон" V-1710-81 (в английском варианте V-1710F20R) взлетной мощностью 1200 л. с., максимальная скорость достигала 658 км/ч, скороподъемность 693 м/мин, потолок 9555 м, он вооружался четырьмя 12,7-мм пулемётами "Браунинг" М2, мог нести или 454 кг бомб или подвесные топливные баки. С ПТБ перегоночная дальность возрастала до 3750 км.
Улучшили высотность двигателя, с марта по май 1943 г. из 310 самолетов 50 машин поступили в британские ВВС. Остальные пошли в американские ВВС. Из недостатков можно отметить, что крыльевые пулеметы лежали на боку, лента с патронами входила в него с изгибом, что вело к заеданиям, особенно при маневрах.
Следующей модификацией поставленной в Британию стал "Мустанг" Mk. III (274 P-51B, 626 P-51C), они были поставлены в феврале 1944 г. По результатом облетов в авиацентре для улучшения обзора переработали фонарь кабины.
"Трешка" была сравнена с британскими и немецкими самолетами. "Мустанг" был легок в пилотировании, "Спитфайр" 9 уступал американцу до 50 км/ч и значительно в дальности полета. Пикировали самолеты примерно одинаково, маневренность у англичанина была лучше. Уступал американцу в общем и 14-й "Спитфайр". "Темпест" обгонял на 25-35 км/ч на малой высоте, на большой высоте наоборот "Мустанг" выигрывал около 50 км/ч. Но по общей оценке самолет признали равным 9-му "Спитфайру", учитывая достоинства и недостатки."Фокке-Вульф" опережал "тройку" у земли в скорости и маневренности, но уже к 6500 м уже проигрывал. "Мессершмитт" отставал от "Мустанга" на малых высотах, хуже разгонялся при пикировании и был равен по скороподъемности. На горизонталях он превосходил американца. Рекомендовали атаковать немцев на разгоне с высоты и уходить входя в крутое пикирование.
Самолеты применялись как штурмовики, истребители-бомбардировщики и истребители сопровождения."Мустанги" летали над французским побережьем, поражая немецкие поезда и автомобили, эскортировали торпедоносцы, расстреливали в воздухе немецкие самолеты-снаряды "фау-1".
Некоторые "Мустанги" III англичане модифицировали форсировав мотор, что увеличило скорость до 672 км/ч, это дало преимущество в скорости в сравнению с V-1 на 80 км/ч.Английские и американские "Мустанги" поддерживали высадку в Нормандии, десант в Нидерландах, сопровождали бомбардировщики. Мустанги имели мотор "Паккард" V-1650-3 или "Мерлин" 68 мощностью 1620 л. с. Он имел скорость до 708 км/ч. Практическая дальность 885 км. Скороподъемность 847 м/мин. Потолок 12800 м. Вооружался четырьмя 12,7-мм пулеметами "Браунинг" М2.
Как уже говорилось признали, что обзор был неудовлетворителен из-за гаргрота и оплетки фонаря кабины. Модификация P-51D-10NA (Mustang IV) получила новый фонарь с улучшенным обзором, убрали гаргрот, для сохранения эффективности киля (для путевой устойчивости) перед ним установили аэродинамический гребень.
Усилили вооружение до шести 12,7-мм пулеметов. Лента подавалась уже без лишних изгибов, заклинивания были устранены. Два пулемета могли быть сняты в полевых условиях. Расширили набор подвесного вооружения, в том числе до 10 пятидюймовых авиаракет HVAR. На результативность "Мустангов" повлиял гироприцел К-14, пилот указывал размах крыльев самолета противника и расстояние до цели, далее аналоговый компьютер делал баллистические вычисления.
P-51D пошел в Европу с марта 1944 г., выпустили больше 8 000. Британцы получили 281 "Мустанг" IV, но начал полеты он только в сентябре 1944 г. Плюс закупили 594 P-51K ("Мустанг" IVA) тоже с прицелом К-14.Самолет получил двигатель "Паккард" V-1650-7 мощностью 1695 л. с., максимальная скорость 703 км/ч, практическая дальность 1529 км, скороподъемность 1059 м/мин, потолок 12770 м. Можно было подвесить две 227 кг бомбы или 2 ПТБ 284 - 586 л каждый.
"Мустанг" стал наряду со "Спитфайром" основным воздушным бойцом английских ВВС, учитывая изначальную специфику их применения, сопровождение армад бомбардировщиков.
Спасибо за прочтение