Найти тему
Справочник кинопижона

Сталинский мюзикл

Оглавление

Вторая половина 20-х - начало 30-х - выдающееся время в истории советского кино. На короткий период времени советский киноавангард (Эйзенштейн, Вертов, Довженко, Пудовкин и другие) стал самым мощным в мировом кино, переняв эстафету у французского импрессионизма и немецкого экспрессионизма. До сих пор из всего советского кинонаследия наибольший интерес в мире вызывает именно немое кино и советская монтажная школа. Однако, несмотря на неоспоримые эстетические достижения у киноавангарда был один серьезный изъян: он не выполнял до конца свои идеологические и развлекательные функции. Говоря проще, привлекал в кинотеатры не так много зрителей, как это было нужно. Поэтому в первой половине 30-х начинается переориентация советского кино в более массовое русло. После авангардного "Октября" наступает время зрительского "Александра Невского".

Кинематографом начинается заниматься лично Иосиф Сталин, который при создании советской студийной системы ориентируется на Голливуд. Данное решение понятно к середине 30-х конкурентов у Голливуда в умении попадать и формировать массовые киновкусы уже не было. Идея заключалась в том, чтобы снимать жанровое зрительское, но адаптировать его к советским реалиям, советскому зрителю, а также добавить в него верный идеологический посыл. К слову, со всеми этими задачами в Голливуде 30-х справляться научились отлично. Были предприняты попытки снимать советские вестерны ("Тринадцать", 1936), приключенческое кино ("Дети капитана Гранта", 1936), исторический эпик ("Александр Невский", 1938), но самым успешным внезапно стал мюзикл.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Мюзикл в Голливуде 30-х занимал примерно то же место, что и фильмы Майкла Бэя или Роланда Эммериха в настоящее время. Сюжет в стандартном мюзикле имел пунктирный характер, и его главной задачей было хоть как-то связывать друг с другом яркие хореографически-вокальные номера. Если сейчас под шоустоппером понимаются битвы гигантских роботов с обилием компьютерной графики, то в 30-х это были песни и пляски. Если окинуть взглядом классические работы Фреда Астера или Басби Бёркли, то можно обнаружить, что как такового сюжета в них почти нет. А если мюзиклу удавалось рассказать внятную историю, он сразу становился шедевром. Например, "Поющие под дождем". Советский мюзикл или "музкомедия", сумел решить именно эту задачу. Существенно проигрывая голливудским аналогам в зрелищности, советские фильмы выигрывали за счет внятности и последовательности рассказанной истории.

Хронологически под "сталинским мюзиклом" понимаются советские музыкальные комедии, снятые в период с 1934-го по 1953-й годы. Расцвет жанра пришелся на 1936 - 1941 года, потом по понятным причинам произошел перерыв, а в начале 50-х случился короткий всплеск музыкальной комедии ("Кубанские казаки", "Свадьба с приданным").

5 этапных советских мюзиклов

Веселые ребята, 1934, режиссер - Григорий Александров

Железобетонный хит советского проката, положивший начало советским мюзиклам 30-х. После просмотра фильма Сталин, бывший де-факто главным продюсером советском кино, разглядел в жанре зрительский потенциал и спровоцировал волну.

Цирк, 1936, режиссер - Григорий Александров

-2

Александров развивает успех "Веселых ребят". "Цирк" - это уже почти на 100% голливудский мюзикл с мелодраматично-сказочной историей и сложнопостановочными номерами. Идеальный "блокбастер" 30-х.

У самого синего моря, 1936, режиссер - Борис Барнет

-3

Если Александров - это 80% Голливуда и 20% соцреализма, то у "Самого синего моря" - это на 60% соцреализм, на 25% романтическая комедия и на 15% мюзикл. Кино повествует о любовном треугольнике с участием русского и азербайджанца, а действие переносится из Москвы в рыбацкую деревню на берегу Каспийского моря.

Волга-Волга, 1938, режиссер - Григорий Александров

-4

Если в Голливуде 30-х главным по мюзиклам был Басби Бёркли, то в СССР это место занял Григорий Александров. Кардинальным отличием от предыдущих музкомедий режиссера является тот факт, что значительная часть действия фильма разворачивается на открытом воздухе, в то время как "Веселые ребята" и "Цирк" были преимущественно городскими историями.

Свинарка и пастух, 1941, режиссер - Иван Пырьев

-5

Последний представитель "золотого века" сталинских мюзиклов, после чего Война на несколько лет внесла серьезные коррективы в кинопроцесс и изменила кинематографическую политику.