Найти тему

Гиперреализм в резьбе по дереву

Оглавление

Резьба по дереву - удивительный вид искусства. Она объединяет мастеров, работающих в самых разных техниках и стилях, в своей индивидуальной манере, создающих как декоративные предметы, ремесленные поделки, так и настоящие художественные произведения изобразительного искусства. К последним можно отнести и необыкновенные панно российского резчика-художника Николая Пирязева.

Его скульптуры - настоящие объемные полотна, детализация и проработка которых поражает, завораживает и даже приводит в смятение. Неужели это сделано из дерева? Вручную? И ничего не приклеено? Да, все именно так.

Николай Пирязев - один из лучших мастеров в технике резьбы по дереву "Татьянка", созданной Шамилем Сасыковым в начале 1990-х годов. Начав свое обучение у самого основателя стиля в 2000-х годах, Николай нашел свое призвание, в котором он совершенствуется и по сей день.

Термин гиперреализм наилучшим образом отражает характер его изделий, стремящихся отразить максимально реалистично красоту, гармоничность и сложность природы. Если обратиться к словарям, то гиперреализм - термин, возникший в 70-х годах прошлого века и обозначающий течение в современном искусстве, направленное на создание убедительной иллюзии реальности, когда художник буквально имитирует настоящие предметы, порождая тем самым новое ощущение реальности, позволяя разглядеть мельчайшие детали, недоступные невооруженному взгляду.

Фрагмент панно с птицей
Фрагмент панно с птицей

Каждая из работ Николая Пирязева - зарисовка из мира природы, своеобразный "микрокосмос", воссозданный на доске: застывшая жизнь, где среди переплетающихся листьев и веток деревьев, кустарников, травы и цветов можно разглядеть бабочек, стрекоз, кузнечиков, жуков, муравьев, улиток, лягушек, ящериц и змей…

Они кажутся живыми и замершими лишь на мгновение. Достигается этот эффект несколькими приемами: все детали композиции взаимодействуют, сохраняется разнообразие естественных форм, а расположение насекомых на нескольких уровнях и в разных частях позволяет не только воссоздать природную многоярусность, но и придать динамизм сцене.

Как это сделано

Подготовительный этап

Создание одного такого изделия занимает не меньше года, причем самому процессу резьбы предшествует длительный процесс подготовки. Сюда входит и поиск вдохновения - в фотографиях, живописи, да просто на лужайке во дворе или в соседнем парке.

Важный этап - продумывание и составление композиции, при котором необходимо учесть не только сюжетность и гармоничность будущего изделия, но и непосредственно техническую сложность и особенность выполнения резьбы. Ну и какая композиция без рисунка, многочисленных эскизов и набросков от руки?

Композиция панно с совой
Композиция панно с совой

Много времени занимает и изучение будущих элементов: вырезать тот же одуванчик, который мы с вами за жизнь видели не один десяток раз, просто так по памяти не получится. Необходимо найти фото, причем максимально детальные, с разных сторон - и листьев, и соцветий, и "парашютиков". Лучшее решение - сфотографировать самому настоящий одуванчик, разглядеть его во всех мелочах, повертеть в руках. К тому же это будет отличным подспорьем при проработке отдельных элементов в пластилине, что позволяет увидеть будущую работу в объеме, уточнить композицию и технику резьбы.

Техника резьбы

Всему этому Николай Пирязев научился под руководством Шамиля Сасыкова в авторском центре "Татьянка", придя некогда на курсы резьбы по дереву для всех желающих, которые действуют и сегодня. Начиная с первых простых орнаментов, ученики осваивают приемы обработки дерева и технику работы инструментом, которые становятся все сложнее и сложнее по мере обучения. Так плоскорельефный узор сменяется многоуровневым, многосложным; из декоративного развивается природный и максимально реалистичный. Но принцип построения композиций остается все тем же - это стиль резьбы "без пробелов": в природе нет пустых мест, за одним листом скрывается другой, так и в "Татьянке" элементы прячутся друг за другом, развиваются во взаимодействии. И любой "плоский" вариант рисунка в можно развести на несколько уровней, создав тем самым сложный, многоярусный узор.

Как и предусматривает технология "Татьянки", работы данного цикла сделаны из единого массива дерева. Все мельчайшие детали, тончайшие сосновые иголки, буквально просвечивающие на свет лепестки не наложены, не приклеены, а вырезаны вместе со всеми остальными элементами из одной и той же доски толщиной 5-15 см. Возможно это благодаря не только особым приемам резьбы, но и используемому инструменту и выбранному материалу. Эти изделия, как и большинство работ в "Татьянке", выполнены из липы. Ее мягкая, пластичная древесина давно зарекомендовала себя как один из лучших материалов для создания тонкого резного декора.

Инструмент

Важен и инструмент: Николай Пирязев работает профессиональными резцами "Татьянка" для мягких пород дерева. Большое разнообразие форм (в данной линейке порядка 300 видов) позволяет выбрать резец, наилучшим образом адаптированный под ту или иную задачу: прямые, изогнутые, клюкарзы полукруглые, плоские, скобчатые, обратные, косые, тонкие и широкие ножи. Тем же инструментом вырезаны и все остальные изделия из нашего музея, которые вы можете посмотреть в Галерее на нашем сайте. Одни и те же стамески и резаки позволяют создавать резьбу самого разного уровня, и потому мы используем их же при обучении, рекомендуем начинающим резчикам и уже опытным мастерам.

Увидеть изделия Николая Пирязева вживую можно в музее "Татьянка", постоянно действующем при школе. Все они - своего рода подготовительные работы к масштабному резному полотну, над которым мастер-художник работает с перерывами  вот уже 15 лет.

Размер панно - 61х138 см. Основная детализация была выполнена за последние 5 лет. Хотя панно и не завершено, но уже сегодня в нем можно разглядеть будущее произведение резьбы по дереву как вида искусства.

Николай Пирязев за работой
Николай Пирязев за работой

Больше интересных работ - в нашей Галерее.
Подписывайтесь на наши профили в социальных статьях, чтобы не пропустить новые статьи и интересные материалы о резьбе по дереву!