Нажмите, чтобы услышать эфир спортивного Радио "Движение"
Когда мы говорим, что «железный занавес» открылся для наших хоккеистов только в 1989 году после отъезда в «Калгари» Сергея Пряхина, то лукавим. На самом деле, к тому времени наши игроки уже 20 с лишним лет, выступали в разных профессиональных клубах капиталистических стран Европы и Азии.
Все началось еще в 1967 году, когда еще не началась даже эпоха застоя. Первым нашим официальным легионером стал 38-летний Николай Карпов. Он отправился играющим тренером в Финляндию, в команду ТУЛ «Вехмайстен урхейлиат» из города Тампере.
Уезжал Карпов, кстати, по линии коммунистической партии — клуб был связан с системой финских профсоюзов, а также с социал -демократической партией Суоми.
Впрочем, при этом, дать зарплату Карпову забыли или было не положено. Поэтому после игр и тренировок ему приходилось по восемь часов вкалывать на станции техобслуживания механиком, регулировать зажигание автомобилей.
Отработав-отыграв год в Суоми Карпов вернулся на родину, где долго работал тренером, в том числе и «Спартака». А его место в клубе «Вехмайстен урхейлиат» занял знаменитый Евгений Майоров, ставший потом блистательным телекомментатором.
Отыграл олимпийский чемпион 1964 года, тоже всего сезон: в 16 играх забил всего два гола. Спустя четыре года в Стране тысячи озер начиналась карьера еще одного нашего великого тренера — Владимира Юрзинова. Он два года провел в финском клубе рангом выше - «Коо-Вее». И, кстати, признавался в 1972 — 1974 годах одним из лучших игроков лиги.
Брат-близнец Евгения Майорова работал в Финляндии уже просто главным тренером - «Йокерита» - который сейчас выступает в КХЛ. На руки ему платили 7500 финских марок, но на руки выдавали — 1500-200. Был в его составе и один соотечественник — бывший хоккеист «Крыльев Советов» Валерий Кузьмин.
Вслед за Финляндией наши хоккеисты стали открывать и другие капстраны. Очень популярной была нейтральная Австрия — первыми стали игроки воскресенского «Химика» Юрий Морозов и Валерий Никитин. Первый уехал в клуб «Ват Штадлау» в 1971 году, Никитин — через год.
Морозов рассказывал, что его обменяли на местного горнолыжника, который отправился в СССР развивать это спорт. Платили Морозову 200 долларов в месяц, остальное забирало посольству, поэтому приходилось экономить на всем и даже голодать.
Читайте истории про наших великих хоккеистов и команды: https://zen.yandex.ru/media/id/5c78fa91deeacc00b31e35b3/sergei-makarov-on-nauchil-kanadcev-igrat-v-pas-5eb6e7d995fafa340932ac3d https://zen.yandex.ru/media/id/5c78fa91deeacc00b31e35b3/krutov-larionov-i-makarov-mogli-sygrat-v-nhl-odnim-zvenom-znaete-kto-im-pomeshal-5eb292b52027132c419e5f55 https://zen.yandex.ru/media/id/5c78fa91deeacc00b31e35b3/kak-krutov-otomstil-kanadcam-za-harlamova-5eb42c6868f3065a892296e7
Там же вскоре играл и бывший хоккеист сборной СССР Виктор Цыплаков. Ну, а далее наши игроки стали появляться почти во всех клубах Австрии — они стоили недорого и приносили результат.
Еще до начала перестройки в Австрии побывало два десятка игроков из СССР. В том числе, и Александр Якушев, которого мечтали получить в НХЛ.
Еще одной точкой притяжения в 1970-е стала Япония. В клубе «Одзи Сейси» играющим тренером стал Вячеслав Старшинов. Он отыграл там три сезона, и после окончания контракта, еще год играл за «Спартак».
Кроме Старшинова, за клуб с острова Хокайдо играли таки звезды советского хоккея, как спартаковцы Юрий Ляпкин и Владимир Шадрин, Валерий Белоусов из «Трактора» и Юрий Федоров из горьковского «Торпедо».
Игорь Гурфинкель
Ставьте Лайки и подписывайтесь на канал #Радио«Движение» https://zen.yandex.ru/id/5c78fa91deeacc00b31e35b3