Шесть столетий назад «черная смерть» прошлась по Европе своим гибельным серпом, без счета пожиная человеческие жизни. За каких-то семь лет она переправила к Харону более трети населения континента. Миллионы людей сгнивали заживо во чреве сумрачных переулков тлетворных городов, ежесекундно выплескивая в окружающий мир густые волны обреченности и безумия. Тьма опустилась на цивилизацию, и не было от нее спасения… Но среди пепла и дыма в холодном ночном мареве жила не только смерть. Порой из полумрака каменных улиц показывались они – черные ибисы, ведьмачьи доктора, пасынки дьявола. Люди, которые не отворачиваясь глядели в лукавые очи зла. Люди, которые без всякой надежды на победу снова и снова шли в бой за жизни тех, кого они даже не знали. Люди, которые сумели остановить врага, против которого у них не было оружия. Врачи без образования. Чародеи без магических книг. Воины без доспехов. Шесть веков назад они победили поистине непобедимое зло, подарив нашим пращурам новый мир, свободный от гибельного семени ада. Шесть веков назад они спасли эту землю, позволив каждому живому существу полной грудью вдыхать прохладный утренний воздух, напоенный радугой цветочных ароматов. Шесть веков назад они вопреки желанию Вселенной повернули колесо человеческой истории к жизни и свету. А сегодня мы не знаем даже их имен…
Исторический экскурс
Первая половина XIV века выдалась для Европы не самым удачным временем. Постоянные войны и череда неурожаев послужили главными причинами того, что города постепенно превратились в полноценные крепости. Вместе с тем, не смотря на жесткие ограничения жизненного пространства, рост населенных пунктов невозможно было остановить. И в итоге, это привело к запредельным концентрациям большого количества людей на относительно небольших участках земли.
Нетрудно догадаться, что творилось в этих крепостях-муравейниках (сразу вспоминаются ульи из вахи, м?) при условии отсутствия самого понятия «личная гигиена». Безусловно, люди знали, что для сохранения приличного внешнего вида периодически нужно умываться. Но этим, пожалуй, санитарные нормы и ограничивалась.
В конце 1340-ых годов в Европу пришла эпидемия бубонной чумы. Пришла предположительно из Монголии, куда в свою очередь пробралась из поднебесной. Здесь, на гостеприимной европейской земле, бубонная чума прочно пустила свои смертоносные корни и вскоре эволюционировала в так называемую легочную чуму.
Справедливости ради, нужно сказать, что это лишь одна из версий появления «черной смерти». Есть мнение, что чума изначальной была легочной, а лишь потом превратилась в бубонную, и пришла она к нам не из Китая, а из Крыма. Вообще вариантов трактовки этого вопроса множество, в ученом мире споры на сей счет умолкать даже не собираются. Но чтобы там не доказывали «британские ученые», факт остается фактом – к середине XIV века в грязной, застойной Европе нежданно-негаданно объявилась «моровая язва» (так чуму называли в России). Объявилась, и к своему огромному удивлению обнаружила, что работы здесь – непочатый край, да и условия очень даже комфортные.
Хронологически историю протекания чумной эпидемии в Европе восстановить очень сложно. Основная проблема заключается в том, что в разрезе присущего средневековью фанатичного теоцентризма «черная смерть» подавляющим большинством рассматривалась исключительно как «кара Божия», спасением от которой может быть лишь искреннее покаяние. Поэтому рассмотрение инцидента с научной точки зрения производилось лишь в исключительных случаях.
Достоверно известно, что первые полномасштабные удары по Европе «черная смерть» нанесла в 1348 году. Тогда, всего за один год, от болезни умерло более 15 миллионов человек. Утихла эпидемия в 1352-ом. К этому моменту на ее счету числилось около 25-40 миллионов жертв. В зависимости от источника итоговые сведения сильно разняться, но очевидно, что за годы эпидемии как минимум треть населения Европы покинула этот мир, ведь на территории континента до прихода чумы проживало 80 миллионов человек.
Стоит отметить, что католическая церковь в первые месяцы эпидемии повела себя крайне… ну что уж греха таить – глупо. Отринув очевидные и вполне разумные посулы людей науки, священнослужители стали призывать граждан к массовым уничтожениям кошек, которые якобы являлись слугами дьявола и разносили по земле адскую отраву. Истребление четвероногих повлекло за собой резкое увеличение популяции крыс, а ведь именно эти грызуны были основными переносчиками заболевания.
Чуть позже, когда финт с кошками не удался, с легкой руки безымянного «падре» главной причиной чумы были объявлены… иудеи. Они якобы отравляли городские колодцы неким зельем, которое поражало избирательно европейцев. Понятно, что после повсеместного холокоста, не менее массового, чем предшествующее истребление хвостатых, «черная смерть» отнюдь не ослабила свою хватку.
Тогда, в декабре 1348 года, до Климента VI, тогдашнего Папы, дошло, наконец, что «Божии гневы» здесь ни при чем. Климент пригласил в Рим нескольких «чумных докторов» (тех самых ребят в черных плащах и колоритных масках) и попросил их помочь жителям города Авиньон. Имена героев история не сохранила. Однако известно, что, не смотря на отсутствие врачебного образования, «докторам» удалось спасти город от полного вымирания. Каким образом – не известно. Но с этого момента «ведьмачьи доктора» стали практиковать по всей Европе, и, надо сказать, достаточно успешно.
Или, по крайне мере, они отлично создавали видимости успешности своей работы, потому что они стали первыми людьми в истории Европы, кому церковь разрешила вскрывать трупы умерших. Кроме того, услуги «чумных докторов» хорошо оплачивались. Например, известно, что город Орвието нанял «ведьмачьего доктора» Маттео Анджело за 200 флоринов в год. Для сравнения – годовое жалование обычного доктора на тот момент не превышало 50 флоринов.
И само собой – зачастую «чумные доктора» пользовались своим особым положениям. Например – в 1645 году власти Эдинбурга планировали нанять «чумного доктора» Джорджа Рея за 40 шотландских фунтов в месяц. Но Рей был харизматичным хитрецов, сумел нагнать на чиновников страху и договорился в итоге на 100 футов в месяц. А в 1650 году произошел еще один знаменательный случай, который наглядно говорит о ценности «чумных докторов». Двух специалистов направили из Барселоны в Тоскану, но в пути их захватили бандиты. Точная сумма выкупа неизвестна, но известно, что это была «значительная сумма», которую Барселона заплатила без раздумий.
Я тут, кстати, уже перешел к середине XVII века и возможно многих это удивит, но – да, «чумные доктора» как отдельная, скажем так, каста существовали длительный период истории Европы – начиная с первой половины XIV века и в отдельных регионах вплоть до начала XVIII. То есть – больше трех веков.
Происхождение и наследие
В большинстве своем это были волонтеры, не имеющие должного образования, но стремящиеся, как истинные ученые, к познанию неведомого. Настоящие врачи тогда прекрасно понимали, что у них нет средств для борьбы с эпидемией. Но им не хватало либо храбрости, либо упорства, чтобы осознать тот факт, что лишь изучая чуму при непосредственном контакте можно попытаться разработать методы ее искоренения.
Авантюристы, несостоявшиеся врачи, мыслители, фанатики-альтруисты - очевидно, что среди «чумных докторов» были разные люди. Но их объединяло одно – стремление победить чуму. При этом, скорее всего, повод для борьбы у каждого был свой. Кто-то хотел спасти близкого человека, кто-то, уже потеряв родственника, пытался не допустить повторения подобной истории с другими семьями, а кому-то, быть может, было явлено божественное откровение. В сущности, не важны причины, по которым эти странные люди в черных балахонах бродили по мрачным умирающим городам и пытались остановить эпидемию. Важно то, что в один прекрасный момент им это удалось.
Почему болезнь вдруг отступила? Есть множество предположений. Самое распространенное – категоричные действия местных властей, которые нещадно выжигали целые деревни, где был замечен хотя бы один «порченный». Кровью сотен тысяч были спасены жизни миллионов... И совсем не зря искушенному читателю сейчас вспомниться «принцип меньшего зла», который так активно лоббировала святая инквизиция во время оно.
В любом случае было бы глупо недооценивать роль «ведьмачьих докторов» во всей этой истории. Они, быть может, и были далеки от истинных методов борьбы с чумой, но их алхимические изыскания привели к развитию пневмохимии и ятрохимии, которые, в свою очередь, дали прочное основание для эволюции фундаментальных принципов практической медицины. Именно на работах «чумных докторов» великий алхимик и герметист Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм, более известный как Парацельс, сформировал ключевые постулаты своих учений об элементах и археусе, астральном свете, универсальной субстанции жизни. Позже на основе эзотерических теорий Парацельса свою концепцию создал и Франц Месмер, основоположник месмеризма или животного магнетизма. Кроме того, есть основания полагать, что Александр Йерсен, открывший в 1894 году возбудитель чумы (Yersinia pestis), много лет изучал записи «чумных докторов», что в значительной степени предвосхитило его открытие.
Методы лечения
В действительности мы не знаем, существовала ли среди «чумных докторов» практика использования заговоров и амулетов, которую им приписывает художественная литература. Вероятнее всего, такой практики не существовало. Потому что, во-первых, «ведьмачьи доктора» все же были в определенной степени учеными и методы старались использовать хоть сколько-нибудь научные. Во-вторых, едва ли католическая церковь закрыла бы глаза на подобное.
Однако в плане научного подхода «чумные доктора» знали слишком мало. Они понимали, что нужно ограничивать контакты и общение между больными и здоровыми, поэтому зараженных изолировали после появления первых же признаков. Их старались держать в хорошо проветриваемых помещениях с постоянным притоком свежего воздуха, давали чистую воду, кормили только свежей хорошей пищей (ну, по крайней мере, старались кормить таковой, что не всегда было возможно, учитывая экономическую обстановку в мире).
В качестве одной из основных мер применялось срезание или прижигание «бубонов», по сути – симптоматический тип лечения. Также «чумные доктора» применяли кровопускание или пиявок, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни» (цитата по Бифилду). Позже, уже в XVI веке от практики кровопускания решили отказаться, так как стало совершенно ясно, что это не дает положительного эффекта, а напротив – лишь ослабляет организм.
Костюм чумного доктора
Нет данных о том, когда окончательно сформировался общепринятый костюм «чумного доктора», предположительно «финальный вариант» в 1619 году предложил Шарль де Лом, французский медик. Унифицированный вариант костюма включал в себя следующие элементы: рыбацкие забродники, длинный плащ, плотный шарф или шейный платок, шляпа с широкими полями, маска с птичьим клювом и перчатки. «Ведьмачьи доктора» носили с собой множество кожаных подсумков с различными медицинскими инструментами (скальпели, пинцеты и тп). Также они использовали длинные трости, чтобы переворачивать или сдвигать трупы, не касаясь их без надобности.
Все элементы одежды «чумного доктора» (исключая нижнее белье) изготавливались либо из вощеной кожи, либо из грубого холста, который пропитывался воском для дополнительной изоляции и упрочнения. Но справедливости ради нужно отметить, что не все «ведьмачьи доктора» одевались именно так – у многих имелись лишь отдельные элементы «эталонного» костюма, например – только плащ, или только маска. Ведь среди них были люди разного происхождения, разного достатка и разных взглядов.
Тем не менее использование одежды, закрывающей всю поверхность тела, является вполне логичной мерой и не вызывает никаких сомнений. А вот знаменитая инфернальная маска выглядит, мягко говоря, странновато. Возникает вопрос: откуда взялась такая «клювообразная» форма? Дело в том, что эта маска выполняла функции противогаза (и это шестьсот лет назад!), ведь «чумные доктора» понимали, что от человека к человеку болезнь передается воздушно-капельным путем. Они пытались найти комбинацию трав, которая могла бы блокировать распространение чумы в воздушной среде. Поэтому им была необходима маска, позволяющая создавать достаточно объемный дыхательный фильтр. Идеальным вариантом стала форма «клюва», в который доктора помещали пучки высушенных растений, а в оконечности делали отверстия для циркуляции воздуха.
Таким образом, во внешнем виде «чумного доктора» нет ни грамма мистицизма, который ему так яро приписывается. Каждый элемент костюма доктора, от поммандера с чесноком до «птичьей» маски, имел сугубо практическое назначение. Хотя некоторый символизм, быть может и нецеленаправленный, здесь, безусловно, присутствует.
Например, длинный загнутый «клюв» маски и ее вытянутая форма не могут не наводить на мысли о герметистской подоплеке образа «ведьмачьего доктора». Тот Гермес Трисмегист, таинственный философ Древнего Египта, пришедший с далекого севера и подаривший египтянам искусство науки и магии, неоднократно упоминал о важности алхимических и общеэзотерических знаний в процессе излечения как духовных, так и физических недугов. С течением времени Тот Гермес в сознании древних египтян принял вид бога мудрости и медицины Тота, которого изображали с головой ибиса. Очевидно, что при выборе этого образа египтяне руководствовались тем фактом, что лесной ибис, обитавший на территории Египта, мигрировал к Нилу во время его разлива. А значит, полагали египтяне, он понимает всю жизнеутверждающую сущность этого события и благословлен самим Ра.
Что же касается цвета одежды «ведьмачьего доктора», то он также мог быть выбран неслучайно. Средневековые эзотерики вслед за своими античными предшественниками полагали, что единством противоположностей достигается гармония. Вместе с тем, они знали, что уничтожение антагонистического элемента системы возможно в большей степени посредством самого этого элемента, нежели при помощи сущности, ему противоположной. В русской традиции эта мысль пронзила тысячелетия с помощью короткой поговорки «клин клином вышибают». Возможно, так думали и «ведьмачьи доктора», у которых научное мировоззрение еще находилось в серьезной зависимости от религиозного и мифологического. Чуму называли «черной смертью» потому что гнойные нарывы, появляющиеся на теле зараженного, со временем приобретали темно-багровые, почти черные оттенки. А значит, средневековому человеку казалось вполне логичным, что с черной бедой должен бороться человек в черном, как бы побеждать зло его же оружием.
О символизме чеснока и прочих элементарных атрибутов «черных ибисов» смысла говорить я не вижу, об этом и так существует достаточно объективной и общедоступной информации. Поэтому перейдем к подведению итогов. «Ведьмачьи доктора» в своих действиях руководствовались, очевидно, скудными научными изысканиями современной им медицины, однако им все же удалось остановить крупнейшую в истории человечества эпидемию чумы. Называть это событие чудом, быть может, слишком патетично, но нельзя отрицать тот факт, что причина исчезновения «черной смерти» нам до сих пор не известна. Так же как и неизвестны многие аспекты работы «ведьмачьих докторов». Кое-что, правда, можно почерпнуть из рукописей Мишеля де Нотр-Дама (например, «Трактат о приготовлении варений»), но этот человек, известный нам под именем Нострадамус, был личностью во многом… оригинальной, поэтому основываться исключительно на его записях было бы неправильно.
Таким образом, изучая «чумных докторов», причины их появления, их цели, стремления и внешний облик, мы лишь ставим перед собой еще больше вопросов. Но это вовсе не значит, что нам нужно перестать интересоваться этой проблемой. Сущность деятельности этих людей, быть может, способна пролить свет на многие моменты из истории средневековой Европы. Ведь, как уже говорилось выше, современный мир многим обязан этим таинственным храбрецам. Этим безымянным героям, которые стойко и неистово сражались с самой смертью на пепелищах родных городов. Этим легендарным «черным ибисам», которые оставили за собой шлейф мистической эпичности. Этим ученым магам, которые заслужили, чтобы их помнили.