60-е - творческий пик прошедшего столетия, мощнейший энергетический прорыв в социуме, в музыке, в кино, в литературе. Добавьте сюда сумасшедший рывок в шоу-бизнесе, в аудиозаписи, в телетрансляциях... Хотя вот как раз с джазом не всё так однозначно. Народившаяся рок-музыка опрокинула джаз, украла у него практически всвю молодёжь и людей среднего поколения. Именно в 60-е джаз серьёзно пошатнулся, оставил все занятые им в 40-е и 50-е господствующие высоты. Поддался "электрическому" влиянию рок-музыки, а затем и вовсе утонул в болотце джаз-рока...
Впрочем, даже с учетом этих - прямо скажем, субъективных - замечаний наша румяная "булка" джазовых 60-х полна, например, такими хард-боповыми "изюминами", что наковыряй только их, весь белый свет сыт будет! Вот они! Пять, если не лучших, то чудесных, на все времана и настроения!
Go Декстера Гордона (1960 г)...
Soul Station Хэнка Мобли (1960 г)...
... превосходный Midnight Blue Кенни Баррелла (1963 г)!
Послушаем первую композицию этого альбома!
Chitlins Con Carne · Kenny Burrell
Серьёзно заявил о себе и фри-джаз! Change Of The Century Орнетта Коулмана. Правда, свои краеугольные альбомы этот музыкант записал ещё в конце 50-х.
Целую пачку превосходных альбомов - от Giant Steps (1960 г) до A Love Supreme (1965 г) и Ascension (1966 г) наиграл в 60-е саксофонист-лидер, гений жанра Джон Колтрейн!
И т.д, и т.д.! И всё же, если бы меня спросили, есть ли пластинка, которая олицетворяет потрясающие, плодовитые, но уже критичные для жанра "джазовые 60-е", то я ответил бы: есть такая пластинка! И называется она Money Jungle.
Это - альбом 1962-го года, записанный всего тремя выдающимися джазменами.
Первый из них - джазовый Гений, композитор, пианист и бэнд-лидер Дюк Эллингтон, повлиявший в итоге не только на развитие джаза, но и на развитие музыки вообще. Второй участник трио - один из архитекторов сложнейшего, "протестного" стиля "би-боп", барабанщик Макс Роуч. И третий, внесший посильный вклад не только в ритм, но и в само настроение этого альбома, грубиян, бунтарь, потрясающий бэнд-лидер и конрабасист Чарльз Мингус.
Этот альбом вобрал в себя всю сложность отношений "старого" джаза и джаза "нового", экспериментального, мечущегося в поисках своего нового облика, нерва, направления развития.
Что мы слышим в композициях Money Jungle? - Не только музыку. Мы слышим в паузах, как изобретатели джаза ворочаются в своих гробах, как ломится сквозь асфальт традиций молодая, клейкая и наглая джазовая поросль, как низвергаются одни авторитеты и меняют глину ног на бетонные опоры авторитеты будущего.
Но мы слышим и то, как гибок старик Дюк! Как он, отбивая все нападки, "племени младого", с большим достоинством сохраняет своё лицо и великие джазовые традиции. Потрясающая пластинка. Отлично иллюстрирующая процессы, протекающие в джазе в 60-е годы прошлого столетия.
Чтобы яснее понять мою мысль, предложу послушать знаменитую композицию "Караван". Вот каким компромиссом он стал в время общения этих троих святых Джаза...
Или вот - заглавная композиция альбома -Money Jungle. Настоящая "битва долихоцефалов с брахицефалами"! И узнать тут классика-Дюка крайне сложно! Да и надо ли? - Шедевр! Прекрасно отражающий клокотание внутри джаза 60-х.
Понравился материал? - Давите на "палец-вверх"! Это вдохновит автора на создание новых статей.
Искренне Ваш, Лев Комов.
Ещё о джазе - под активными ссылками:
- Можно ли танцевать под джаз?
- Легендарные 60-е: пять лучших альбомов Майлза Дэвиса
- Моя виниловая коллекция: ревизия драгоценностей.