Крупнейший отечественный производитель коммерческой и грузовой техники КАМАЗ стремится заявить о себе во всех сегментах рынка и начать производить все типы техники. Недавно мы рассказывали о проекте «Компас». Здесь КАМАЗ ставит цель выйти в сегмент, где до сих пор доминирует Группа ГАЗ, со своими «Газелями» и «Газонами». Однако, сегодня для КАМАЗа актуальное направление приобретает работа в сегменте пассажирского транспорта. И здесь его конкурентами станут не только Группа ГАЗ со своими автобусными активами (ЛИАЗ, ПАЗ, КАВЗ), но и зарубежные производители, такие как белорусский МАЗ и китайские компании.
Сегодня у КАМАЗа на ниве производства автобусной техники несомненные успехи. Марка НефАЗ (дочернего предприятия Нефтекамского автозавода) фактически стала крупнейшим производителем больших городских автобусов страны, занимая в рейтингах автобусного рынка первое место в данном классе. Опередив ликинскую модель ЛИАЗ-5292.
Однако в сегменте автобусов среднего класса КАМАЗ/НефАЗ не представлен. А это немалый рынок, где сегодня доминирует ЛИАЗ-4292.
Недавно пресс-служба камского автогиганта рассказала, что сегодня в Научно-техническом центре КАМАЗа проходят испытания автобуса НЕФАЗ-4299-30-52 именно этого класса.
Это модель автобуса среднего класса с современным дизайном экстерьера и интерьера. Он будет предлагаться как экономичное решение для маршрутов с невысоким пассажиропотоком – автобус вмещает 72 человека. НЕФАЗ-4299-30-52 полностью соответствует государственной программе «Доступная среда», которая направлена на потребности людей с ограниченными возможностями. Модель оснащена неприхотливым в обслуживании двигателем Cummins мощностью 185 л/c экологического класса «Евро-5», и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Снаряжённая масса 9-метрового автобуса – 8,1 т.
Прототип городского полунизкопольного дизельного автобуса НЕФАЗ-4299-30-52 впервые был представлен общественности в рамках международной выставки «Комтранс-2019» в Москве. «В августе мы планируем передать НЕФАЗ-4299-30-52 на сертификацию, после чего начнётся серийное производство этой модели», – рассказал директор департамента пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» Алексей Сергеев.
Конкурентный сегмент
Почему КАМАЗ решил выйти на рынок с 9-метровой моделью автобуса среднего класса? Для этого вернемся на 10-15 лет назад. Примерно с середины прошлого десятилетия в эту нишу во многих городах РФ начали активную экспансию китайские 9-10-метровые автобусы. Отечественных моделей фактически не было. Но потребность в таких автобусах была. Ведь не на всех городских маршрутах нужны автобусы большой и особо большой вместимости. И даже в городах-миллионниках есть маршруты с небольшим пассажиропотоком. Вдобавок в России есть малые и средние города, в которых тоже нужен комфортный транспорт, а не только классические высокопольные «пазики» модели ПАЗ-3205.
Но вернемся к многочисленным китайцам, которые сразу как по команде начали поставки больших партий автобусов среднего класса – Zhongtong, GoldenDragon, Yutong и даже с таким смешным названием как Mudan. Но предоставленные автобусы были рамной конструкции. Чтобы попасть на переднюю и среднюю площадки нужно преодолеть ступеньку, что ставит крест на участие в программе доступности среды. Да и сегодня эта традиция продолжается. Посмотрите на разработку Павловского автобусного завода - автобус «Вектор NEXT 8.8».
Цифры говорят о длине машины. Вместимость данного автобуса 71 пассажир, длина составляет фактически 9 метров. Причем причудливо удлиненная задняя низкопольная площадка специально сконструирована, чтобы удовлетворять принципам программы «Доступная среда». Напомним, что Российская Федерация в 2008 году присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. В 2012 году появилась госпрограмма «Доступная среда», отсюда и стало возможным появление пассажирской низкопольной техники.
Но все же до недавнего времени главным автобусом данного класса был МАЗ-206. Эту разработку Минского автозавода хорошо знают в Российской Федерации. Это 8-метровая модель Минского автомобильного завода , которая надолго в прошлые годы находилась в ТОП-10 автобусного рынка России. Иногда даже по объемам продаж опережая старшие модели МАЗ-203/103.
Затем подтянулся и Ликинский автобусный. Сегодня в этом классе представлена ликинская модель ЛИАЗ-4292. Теперь это самая популярная российская 9-метровая модель автобуса (см. таблица). И это не пустые слова. За примером обратимся к программе, которую осуществляет ВЭБ (Внешэкономбанк), предоставляя средства на покупку новой пассажирской техники. Такая программа реализуется банком в Тверской области, для перевозок в городах которой приобретено 110 единиц автобусов большой вместимости ЛиАЗ-5292.65 и 315 среднего класса ЛиАЗ-4292.60.
То есть потребность в 9-метровых автобусах оказалась в три раза больше, нежели в больших городских 12-метровых большой вместимости. И это понятно, потому что в Тверской области много небольших городов. Да и в самом областном центре - Твери, несмотря на уничтожение трамваев и троллейбусов, есть немалое число маршрутов с небольшим пассажиропотоком. Все это говорит о том, что ниша 9-метровых автобусов среднего класса не заполнена.
Вдобавок, приведем пример дальневосточной столицы Владивостока. Недавно, перевозчики закупили партию 9-метровых китайских автобусов Yutong и выводят их на маршруты краевой столицы, вместимостью 73 пассажира.
Так что вовремя КАМАЗ заметил пустующую нишу. Несколько слов о новом камском автобусе. НефАЗ-4299 имеет длину 8,9 м. Оснащен дизелем Cummins ISBe4. Это рядная 4,5-литровая «четвёрка». Дизель хорошо знаком и довольно широко распространён. Этот двигатель неприхотлив в обслуживании, достаточно долговечен и уже прижился на отечественных автомобилях. Настройка мощности 185 л.с. для городского автобуса среднего класса достаточная. С двигателем агрегатирована популярная 6-ступенчатая автоматическая КП Allison T270R, которая специально разработана для пассажирского транспорта.
Заметим, что сегодня совместное предприятие СП «Камминз-КАМА» выпускает моторы Cummins ISBe в четырех- и шестицилиндровом исполнении. Основу серии составляют рядные «шестерки», которые ставят на грузовики КАМАЗ и автобусы НЕФАЗ. Новый камский автобус позволит увеличить спрос на 4-цилиндровые моторы.
Также салон автобуса имеет сзади традиционный «амфитеатр». Эта часть пассажирского салона уходит ступеньками вверх, так как ведущий мост КАМАЗ-4297 не портального типа. Выбор прост - традиционная конструкция более надёжно служит на плохих дорогах. В базе автобуса в низкопольной средней части размещён широкий дверной проём (1245 мм). Напротив обустроена вместительная накопительная площадка, предусмотрено место для инвалидной коляски и аппарель для заезда. Передняя дверь одностворчатая шириной 650 мм вполне удобна на маршрутах с неинтенсивным пассажирообменом.