Найти тему
IPG

Ожидание – реальность. Взлёта онлайн-торговли не было, офлайн на связи

Оглавление

Июнь. Закончился второй месяц самоизоляции. Вокруг сегмента торговли сформировалась два крупных заблуждения. Первое, ознаменовавшееся девизом «мир никогда не будет прежним». Эксперты IPG.Estate считают, что рынок торговой недвижимости со временем восстановится, а покупатели вернутся в ТЦ. Второе – активно ведутся дискуссии о том, что после пандемии онлайн-торговля искоренит офлайн, и торговые площади утратят актуальность.

Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, на цифрах покажет состояние онлайн-торговли, рассказывает, как сейчас функционируют и взаимодействуют различные бизнесы, кому не избежать трудностей, и как будет развиваться интернет-рынок после снятия всех ограничений.

-2

Сфокусируем внимание на интернет-торговле и раскроем два основополагающих момента, которые для нас очевидны:

  • взрывного роста E-commerce не произошло;
  • интернет-торговля диверсифицировалась.

Поясняем

  1. Согласно данным «Почты России», с начала мая количество заказов в российских интернет-магазинах ежедневно растет на 21% (в апреле их количество падало на 6% в день). Однако, как уточняют данные «Почты России», в абсолютном выражении рынок пока не вернулся к уровню начала года. На этом фоне мы продолжаем утверждать, что взрывного роста интернет-торговли в России не было. О росте продаж в период изоляции отчитались Wilberries и Ozon, но суммарно они занимают долю в 15% российского рынка e-com и на фоне этого, общий рост рынка, по нашим оценкам, не превысил 5% за период действующих ограничительных мер.
  2. Раньше потребители обращались к онлайн-ресурсам для приобретения товаров длительного пользования: бытовой техники, одежды, обуви, дорогих товаров различных типов. Сейчас же спрос на товары данных категорий снизился практически до нуля и сместился в сторону товаров повседневного потребления – в этом сегменте графики показывают определенный прирост. Но речь идёт о товарах малой стоимости и это не дает заметного прироста оборотов для общей картины рынка.
-3

Исходя из этих аспектов, мы вновь повторяем, что невозможно вести разговор об увеличении оборотов в сфере E-commerce, как о нём говорят сейчас, предпосылок для этого объективно не было.

  • Во-первых, потому что люди закупились впрок необходимой продукцией.
  • Во-вторых, высокий уровень неопределенности побуждает их экономить: неизвестно, на какой срок придётся растянуть имеющиеся денежные сбережения, и «пощадит» ли кризис рабочие места.
  • В-третьих, у многих просто изменилась оплата труда, количество платежеспособных покупателей сократилось.

С пониманием этого проще парировать в дискуссии о том, кому же захочется тратить свои деньги как в офлайне, так и в интернете на товары вторичной важности.

Положительное воздействие COVID-19 на бизнес

Сложившаяся ситуация привела к тому, что многие компании и торговые предприятия, не проявляющие себя как-либо в онлайне, были вынуждены это сделать.

  • Первый плюс заключается в том, что ассортимент торговых марок и сетей в интернете за время пандемии вырос – многим спешно пришлось осваивать новый канал продаж.
  • Второй бонус – востребованность этого канала не угаснет. Интернет-покупатель получает более широкую матрицу выбора по множеству позиций, что удерживает его интерес.
  • Третье преимущество такого расклада – поведение отечественного гиганта торговли Wildberries. Он предоставил бесплатную площадку для множества магазинов, чей ассортимент не был представлен в интернете, – реализовалась продажа товарных запасов. Это позитивный пример взаимодействия бизнесов в непростой период.

Так мы видим, что в рамках всего рынка онлайн-торговли нужно говорить не о цифрах (которые по факту не выросли), а о явлениях по типу расширения товарной матрицы, положительного поведения крупных игроков, появлении и укреплении нового канала продаж для многих продавцов. Это то, что действительно важно.

Трудности объединяют

Если попытаться найти плюсы в периоде самоизоляции, то к ним можно отнести то, как, например, отработали продуктовые сети. Имея свои интернет-площадки, сетевые продавцы объективно не были готовы к такому количеству онлайн-заказов и их еженедельному приумножению в десятки раз. И то, как многие из таких игроков находили выход из этой ситуации, заслуживает отдельного внимания.

#остаемсяпомогать
#остаемсяпомогать

Можем взять в пример «Перекрёсток», который не был готов изначально к столь резкому наплыву заказов. Понимая необходимость оптимизаций, ритейлер достаточно оперативно подготовил интернет-платформу, отработал систему доставки и выдержал наплыв покупателей.

-5

Другой пример – решения сети «ВкусВилл». Ритейлер договорился с «Яндекс.Такси» о доставке. Этот ход оказался успешной логистической схемой, которая приумножила мощности собственной доставки торговой сети.

ВкусВилл» ограничил вход в магазины
ВкусВилл» ограничил вход в магазины

Что касается доставки еды из ресторанов, то этот сегмент, как и весь ресторанный бизнес, находится в упадке. С момента появления слухов о введении режима самоизоляции до момента реального его утверждения люди сделали определенные продуктовые запасы. После их истощения многим надоело готовить и захотелось альтернатив. Приблизительно с конца апреля (месяц от начала карантина) запрос на готовые ресторанные блюда начал неуёмно расти, что сказалось на стоимости доставки. Но в этом не стоит винить «Яндекс.Еду», Delivery Club, «Самокат», ведь компании оказались ситуации, когда их мощности по обработке ранее прогнозируемого количества заказов оказались не готовы к стремительно возросшему спросу. Но судя по тому, что мы наблюдаем сейчас, они весьма успешно смогли адаптироваться, найти коллаборацию, подобрать больше персонала, и настоящие цены на доставку спали относительно начала карантина.

Вне продуктового ритейла

Сферы, никак не связанные с продуктами питания, разумеется, настораживающе сильно просели под натиском обстоятельств. Причём не только в офлайне, так как ТЦ закрыты, но и в онлайне – люди избегают лишних трат на товары длительного потребления.

-7

Ориентиром в понимании обстановки для продавцов такой продукции может послужить авто-индустрия. Продажи автомобилей упали на 72% за первый квартал, что говорит о том, что несмотря на наличие средств для приобретения личного ТС, потребители не хотят эти средства тратить. Следовательно, если люди, имея средства на новый транспорт, не стали его приобретать, то аналогичная модель поведения касается и любых других дорогих товаров. Вся эта осторожность продиктована неопределенностью. Также покупательская способность снизилась ещё до того, как COVID-19 усложнил нашу жизнь: нефть упала, рубль подешевел, покупательская способность снизилась. По нашим прогнозам, уровень потребительского спроса будет снижаться до рекордных значений, сопоставимых с кризисом 2014-2015 годов. На восстановление понадобится около двух лет.

Угроз офлайну нет

Мы считаем, что после пандемии сегмент интернет-торговли будет развиваться теми же темпами, которые он демонстрировал ранее. Развитие e-commerce сильно зависит от развития её инфраструктуры. Почему? Разберем на примере. Почему всем известный Amazon так долго не мог «выстрелить»? Ответ понятен: развивалась не сама платформа, а непосредственно сама инфраструктура, чтобы подкреплять заявленные ценности компании. Как только Amazon полностью отточил и запустил свой механизм, он в два шага обошёл даже такого гиганта, как Alibaba.

-8

Развитие интернет-торговли сдерживается именно инфраструктурными моментами, и далеко не все компании имеют возможность в этот рынок инвестировать. Вкладываются только такие мастодонты как WildBerries, Ozon. Обороты остальных не позволяют совершать плодоносные инвестиции. Но рынок будет укрупняться, большие игроки начнут переходить к максимально широким матрицам, и многие станут повторять стратегию Amazon и Alibaba. Мелкие игроки, в свою очередь, будут либо к ним присоединяться, либо создавать консорциумы.