Найти тему
Moscow Meltdown

Ретроспектива: MARILLION - The Thieving Magpie (La Gazza Ladra) (1988)

Вопреки многим заблуждениям расставание Marillion с вокалистом Фишем произошло без скандалов и подковёрных интриг. Я буду первым кто признает, что эго у Дерека развито сверх всякой меры, и что он чуть ли не до сих пор считает, что именно он ответственен за ранний успех коллектива, но дело было не в этом. Музыканты прекрасно осознавали, с кем они имеют дело, а потому мирились с его вечными закидонами (не будем забывать, что он буквально выживал музыкантов из группы - стоит лишь вспомнить Мика Поинтера), ценя его массивный вклад в лирику и визуальный образ Marillion. Ибо да, не стоит отрицать, что ранний формат группы обрёл свою популярность не без помощи оригинальной манеры вокальной подачи Фиша. Более того, его неортодоксальный подход к живым выступлениям, который он позаимствовал у своего кумира Питера Гэбриэла, пользовался у публики настоящим успехом, а потому расставание с ним было предприятием не самым желательным. При этом Стив Ротери, Пит Тревавас, Иан Мосли и Марк Келли не забывали о том, что в конце-то концов всё дело в музыке, и если бы не их работа над композиционной составляющей наиболее раскрученных песен Marillion, то ни о каких чартах можно было даже не помышлять. Так что да: расставание с Фишем произошло без лишних эксцессов и, что самое главное, оно не было выгодно ни одной из сторон (даже если Дерек и думал по-другому). 

Дело было так: примерно в середине тура в поддержку замечательного альбома "Clutching At Straws" Фиш обратил внимание на то, что их менеджер получает 20% от всего заработка, львиная его доля идёт на покрытие концертных издержек, а самим музыкантам оставались лишь сущие копейки. Они устали, были измотаны до невозможности, не успевали работать над новым материалом, испытывали постоянное давление со стороны EMI, но не зарабатывали ровным счётом ничего. Дошло до того, что когда Marillion собрались в тур по США, им пришлось занять у своего лейбла 14000 фунтов, - на перевозку инструментов, организацию выступлений, пиротехнику, зарплаты техникам и т.д. И тогда Фиш осознал, что мало того, что он фактически ничего не зарабатывает, так ещё он и постоянно пьёт, пытаясь хоть как-то заглушить невероятную усталость. 

В итоге он поставил остальным музыкантам ультиматум: либо они увольняют менеджера, либо он уходит из группы. Только на этот раз ребята не могли выбрать Фиша - по многим причинам: им нужно было заканчивать тур, у них были обязательства перед поклонниками, у них был достаточно чёткий контракт, - то есть у них даже физически не было возможности пойти на очередную уступку Дереку. Нельзя же было внезапно прерывать тур и заниматься поисками нового менеджера, который бы начал всё организовывать с нуля, - такими шагами они могли фактически дойти до состояния банкротства. Так что другого решения и быть не могло - Фиш ушёл из группы и тем самым закрыл Первую Эру существования Marillion.

Парадоксально, но если раньше именно этот период творчества группы считался лучшим и наиболее плодовитым, в двадцать первом веке в моду начала входить абсолютно противоположная риторика. Стоит признать, что первые два альбома Marillion были фактическими заимствованиями у Genesis, а "Misplaced Childhood" является очень выразительным продуктом своего времени - в отличие от того же самого "Clutching At Straws" эта концептуальная пластинка звучит как стопроцентный продукт восьмидесятых. Так что, по сравнению с более поздними альбомами группы, которые стали ещё более экспериментальными и интересными для прослушивания, эти записи начинают меркнуть. Для своего времени образ Фиша был модным и эпатажным, но, со временем, над ним начали посмеиваться, - и в итоге эта слава перенеслась и на Marillion. Дошло до того, что многие критики стали называть их "самой немодной группой в мире" - и как музыканты не старались, они ещё многие годы не могли избавиться от этого клейма "группы из восьмидесятых". Именно по всем этим причинам в последнее время началось переосмысление более поздних альбомов Marillion, - до той степени, что их стали называть одной из самых заметных групп в современном проге, а их влияние на современное развитие жанра не оспаривается практически никем. И даже если массовая публика до сих пор знает Marillion лишь по их первым четырём альбомам, всё больше и больше слушателей проникаются дальнейшим творчеством группы и находит для себя настоящий мир красивой, трогательной, ностальгической, грандиозной и значимой музыки. Воистину, Marillion являются "самым тщательно хранимым секретом Англии".

Потеря же такого вокалиста как Фиш... Хм. Лично я считаю, что она лишь пошла музыкантам на пользу. Я прекрасно осознаю все преимущества Дерека как вокалиста и шоумена, но если сравнивать его с пришедшим ему на смену Стивом Хогартом, то я в любой возможной ситуации отдам венок победы новому вокалисту. Почему? Что же, у нас с вами ещё много альбомов на очереди, так что тогда и узнаем.

P.S.: В приложении у нас концертный альбом "The Thieving Magpie (La Gazza Ladra)", вышедший в 1988 году - после ухода Фиша, но ещё до появления Хогарта. Записан он был не в одном месте, а фактически является компиляцией разных концертных записей, а его предназначением было закрыть "Эру Фиша", как её называют сами музыканты.