Необычный мини-сериал известного режиссера-документалиста Лорана Бузеро «Пятеро вернулись домой» (2017 г.) основан на книге Марка Харриса 2014 года. Это захватывающая история пяти голливудских режиссеров во время второй мировой войны.
Голливуд идет на войну
К началу 1940-х годов американцы были нацией киноманов. Более половины взрослого населения страны ходило в кино хотя бы раз в неделю. Когда Соединенные Штаты вступили в войну в декабре 1941 года, военное министерство мобилизовал Голливуд для производства пропагандистских фильмов и съемок в зоне боевых действий.
На фронт отправились относительно молодые, но уже знаменитые голливудские режиссеры Джон Форд (4 «Оскара»), Уильям Уайлер (3 «Оскара»), Джон Хьюстон («Оскар» и «Золотой лев»), Фрэнк Капра («Оскар») и Джордж Стивенс (2 «Оскара»). Все их «Оскары» еще впереди, с войны они вернуться другими людьми.
Кино и война
Создатели фильма сосредоточены не только на профессиональных достижениях героев фильма, хотя они и велики, но больше на личных устремлениях, психологических победах и поражениях каждого из этой пятерки. О том, как беспорядочный кинопроцесс постоянно смешивался с бюрократическими спорами и неумолимой природой войны.
Режиссер Лоран Бузеро не берет на себя смелость сам давать оценки. Творчество и военное наследие пятерки великих анализирует не менее выдающаяся пятерка современных кинорежиссеров – Стивен Спилберг, Фрэнсис Форд Коппола, Лоуренса Касдан, Пол Гринграсс и Гильермо дель Торо.
Ретроспективный взгляд важен для понимания долгосрочных последствий войны. Например, Джордж Стивенс, первоначально известный своими беззаботными фильмами, пережил особо сильную психологическую трансформацию на войне. Он снимал в цвете высадку союзников в Нормандии, освобождение Парижа и кошмарные картину нацистских преступлений в трудовом лагере Дубен и концентрационном лагере Дахау, эти кадры позже были использованы в качестве доказательств в Нюрнберге, Стивенс навсегда изменился и, вернувшись домой, больше никогда не хотел снимать комедии. Зато он снял один из самых лучших вестернов – «Шейн» (1953 г.) – картину мрачную, почти мистическую.
Джона Хьюстон под занавес войны сделал чрезвычайно трогательный документальный фильм «Да будет свет» (1946 г.) о группе солдат страдающих посттравматическим стрессовым расстройством и проходящих лечение. Армейское командование ничего не поняло и запретило показ, фильм оставался под запретом в течение трех десятилетий.
Уильям Уайлер снял документальный фильм «Мемфис Белль: История летающей крепости» (1944 г.). Во время съёмок вылетал на настоящие бомбардировки над вражеской территорией; во время одной из них погиб его оператор. От рева моторов Уайлер оглох на одно ухо.
Создатель великих вестернов Джон Форд служил в военно-морских силах, получил звание контр-адмирала участвовал в высадке на Омаха-бич, той самой что Спилберг реконструировал в блокбастере «Спасение рядового Райна».
Ставший звездой мирового уровня после фильма «Эта счастливая жизнь» (1940 г.) в годы войны Фрэнк Капра работал на пропаганду США, выпустив восемь документальных военных фильмов, семь из которых вошли в цикл "Почему мы сражаемся». После войны его карьера резко пошла на спад.