Найти в Дзене
Иван Коновалов

«Пятеро вернулись домой» – сериал от Netflix о великих кинорежиссерах, отправившихся на войну

Оглавление

Необычный мини-сериал известного режиссера-документалиста Лорана Бузеро «Пятеро вернулись домой» (2017 г.) основан на книге Марка Харриса 2014 года. Это захватывающая история пяти голливудских режиссеров во время второй мировой войны.

Постер фильма  "Пятеро вернулись домой". Источник: https://123movies.layarstar.com/ru/tv/70508/five-came-back
Постер фильма "Пятеро вернулись домой". Источник: https://123movies.layarstar.com/ru/tv/70508/five-came-back

Голливуд идет на войну

К началу 1940-х годов американцы были нацией киноманов. Более половины взрослого населения страны ходило в кино хотя бы раз в неделю. Когда Соединенные Штаты вступили в войну в декабре 1941 года, военное министерство мобилизовал Голливуд для производства пропагандистских фильмов и съемок в зоне боевых действий.

На фронт отправились относительно молодые, но уже знаменитые голливудские режиссеры Джон Форд (4 «Оскара»), Уильям Уайлер (3 «Оскара»), Джон Хьюстон («Оскар» и «Золотой лев»), Фрэнк Капра («Оскар») и Джордж Стивенс (2 «Оскара»). Все их «Оскары» еще впереди, с войны они вернуться другими людьми.

Источник: https://477768.livejournal.com/4126765.html
Источник: https://477768.livejournal.com/4126765.html

Кино и война

Создатели фильма сосредоточены не только на профессиональных достижениях героев фильма, хотя они и велики, но больше на личных устремлениях, психологических победах и поражениях каждого из этой пятерки. О том, как беспорядочный кинопроцесс постоянно смешивался с бюрократическими спорами и неумолимой природой войны.

Режиссер Лоран Бузеро не берет на себя смелость сам давать оценки. Творчество и военное наследие пятерки великих анализирует не менее выдающаяся пятерка современных кинорежиссеров – Стивен Спилберг, Фрэнсис Форд Коппола, Лоуренса Касдан, Пол Гринграсс и Гильермо дель Торо.

Ретроспективный взгляд важен для понимания долгосрочных последствий войны. Например, Джордж Стивенс, первоначально известный своими беззаботными фильмами, пережил особо сильную психологическую трансформацию на войне. Он снимал в цвете высадку союзников в Нормандии, освобождение Парижа и кошмарные картину нацистских преступлений в трудовом лагере Дубен и концентрационном лагере Дахау, эти кадры позже были использованы в качестве доказательств в Нюрнберге, Стивенс навсегда изменился и, вернувшись домой, больше никогда не хотел снимать комедии. Зато он снял один из самых лучших вестернов – «Шейн» (1953 г.) – картину мрачную, почти мистическую.

Источник: https://www.hollywoodreporter.com/review/five-came-back-review-986265
Источник: https://www.hollywoodreporter.com/review/five-came-back-review-986265

Джона Хьюстон под занавес войны сделал чрезвычайно трогательный документальный фильм «Да будет свет» (1946 г.) о группе солдат страдающих посттравматическим стрессовым расстройством и проходящих лечение. Армейское командование ничего не поняло и запретило показ, фильм оставался под запретом в течение трех десятилетий.

Уильям Уайлер снял документальный фильм «Мемфис Белль: История летающей крепости» (1944 г.). Во время съёмок вылетал на настоящие бомбардировки над вражеской территорией; во время одной из них погиб его оператор. От рева моторов Уайлер оглох на одно ухо.

Источник: https://www.flickeringmyth.com/2019/04/exclusive-director-denis-delic-on-his-influences-for-303-squadron/
Источник: https://www.flickeringmyth.com/2019/04/exclusive-director-denis-delic-on-his-influences-for-303-squadron/

Создатель великих вестернов Джон Форд служил в военно-морских силах, получил звание контр-адмирала участвовал в высадке на Омаха-бич, той самой что Спилберг реконструировал в блокбастере «Спасение рядового Райна».

Ставший звездой мирового уровня после фильма «Эта счастливая жизнь» (1940 г.) в годы войны Фрэнк Капра работал на пропаганду США, выпустив восемь документальных военных фильмов, семь из которых вошли в цикл "Почему мы сражаемся». После войны его карьера резко пошла на спад.