Начало: Откуда взялся Китай.
Многим кажется, что Китай, как Ленин: жил-жив-жить. Что эта полуторамиллиардная глыба – монолит, скала, единый мировой кулак.
И ещё Китай – мегамозг. Китаец вас всех продаст, купит и снова продаст, но уже дороже. Чем дело кончилось с Паниковским – помним. Жил-умер. Без переходного периода. Как СССР. Вот только что сидел – объединял Германию, а стал выходить: ноги отвалились, выполз на руках – и рук нет... Кто сказал: «горбатый»? Горб тоже отвалился.
У Китая, дескать, великие достижения. Никто по сию пору не повторил, – а СССР в 70-е сажал на Венеру аппараты с регулярностью электрички «Москва – Петушки». И что с того? Зашвырнули в XIX век очередной войной на Кавказе.
Китай опутал скоростными магистралями весь Юго-Восток. Но и Второй Рейх настроил автобанов лучше американцев. Где тот Рейх? А это – Германия: Бетховен, Гёте, Дизель... Опыт великой державы в центре Европы, где всё на разрыв. Всё было: аристократия, короли, императоры – люди играли в концерте держав «от себя».
В 1984 проходила Олимпиада в Сараево. Ну, тоже номинально Европа. (До того город был азиатски прославлен единичным эксклюзивным убийством.) Весь мир, как говорится, затаил дыхание... и через несколько лет ещё раз – когда город превратили в Бейрут-84.
Объединение Германии – да сколько их было? Революций во Франции? Две империи, пять республик.
Разделов Польши – скока? У Польши есть какие-то границы вообще, кроме договорных? Когда их в последний раз до обсуждения собственных границ допускали?
Ладно – Россия. Она – важный груз. Балансир. Задача балансира – висеть большой массой. Атомная масса России = атомной массе США. Все влево – она висит, все вправо – она висит. Хранит центр тяжести. А Китай?
Говорят: всё решает экономика. Да. Только это во время войны. Уж какая экономика была у Германии 50 лет до ПМВ! А толку? Во время войны перекрыли кран – и кранты. А ведь Германия на своей территории почти не воевала, всё в гостях. И технологии и армия Германии – это совсем не Китай.
Говорят: у Китая прекрасный юань – нам бы такой. Но курс советской копейки к доллару был твёрже камня, и вообще ни от какого рынка не зависел.
Говорят: Китай – национальный монолит. Разве? А как давно склеено это единство? Китаец = советский человек. Родства, в идеале, не помнящий. Те тоже были монолитом. Потом выяснилось, что даже белорусы и украинцы по отношению русским – инопланетяне, и им пора лететь.
Или кому-то кажется, что китайцы-ханьцы – одинаковые? Распилить их – по современным меркам дело совсем плёвое: ослабь давление – сами разбегутся, и звать не надо. Русских с белорусами и украинцами развести было куда труднее: они в Империях долго вместе жили. Ан развели. А когда ханьцы стали жить вместе? Ну, так снова будут раздельно: какие-нибудь сяньхань, ганьхань, ухань... Это называется – сепаратизм под прикрытием национализма (или лингво-национализма). Люди те же, а государства разные. Юэ, он же кантонский, зря что ли на Западе считают отдельным языком? А в Китае диалектом китайского – зря? Думаю, что при случае регион Гуанчжоу – Гонконг с «контадо» – готовят на выход.
А что? Традиции единства у Китая скромные, а провинциальность – вековая. И будет китаев не 3 – 4, а, скажем, 15. То есть, один крупный, собственно Китай, к которому законно и на ура перейдёт кресло в СБ и ядерное оружие. Но его население будет меньше вдвое, а экономика – вчетверо. Потом пойдут гражданские войны, межэтнические конфликты... гуманитарные операции. Глядишь, где было вчетверо, уже и всемеро... Это я иллюстрирую для тех, кто бодро рапортует о «первой экономике мира».
Скажут, вот Индия. Народы разные, а – типа, СССР на выселках. Да, но только – Пакистан отделили, Бангладеш отпилили, что на очереди? Халистан какой-нибудь? Хайдарабад? А дальше и пошло-поехало. Кнопки-то нет. Язык общий – он чужой, английский, как и «национальные» элиты. Общность религии? Вообще смешно. Это раньше христиане устраивали прения по ересям длиной в столентия. А сейчас найти различие между индуистскими богами – два клика.
Дёрнутся – убьют и расчленят. А индийцы что – дураки? Очень умные. Да кто ж даст порулить? Политики, бизнес – "интернационалисты", вышколенные, выдрессированные. В Индии что, индийцев-индуистов дефицит? Шаг влево, шаг вправо – смерть.
А теперь тем, кто говорит, что без Китая мир не проживёт, что всё рухнет, что Запад зажрался и не умеет производить качественно и дёшево. А зачем миру нужен Китай? Он всегда был нужен, как рынок, а не как мастерская. Мастерской ему стать – дали. Для чего? Для внутреннего развития. Чтобы работал на внутренний рынок, поднимал уровень жизни. А это для чего? Да чтобы на этот худо-бедно платёжеспособный рынок что-то поставлять, кроме наркоты. Но Китай потихоньку начал производить... всё. Ребята, мы так не договаривались. 5G Хуавей – да хоть 10, но – у себя! И по поводу рабочей силы, которой на Западе дефицит – тоже решить можно. Вахтовый метод. Отработал – тут же на месте деньги получил, – прожил, проел, пропил, прокатал, проиграл, профукал. И – домой, отдыхать. Через месяц – "снова здравствуйте!"
Вот, Япония. До определённого предела её растили как экономическое чудо – чтобы туда сбагривать своё барахло. А потом слишком много японского стало в мире. Тогда сначала их заставили заработанные деньги отдавать в какие-то резервные фонды, потом выводить производство прочь из Японии в места сбыта, потом вкладывать полученные вне Японии прибыли в местную недвижимость (под хохоток профессиональных троллей «японцы уже владеют всей Америкой!»). А потом лавку совсем прикрыли. Нулевой рост. Как в одном известном футуристическом прогнозе Римского клуба. Интересно посмотреть на эксперимент. Как там оно будет. Нам всем туда или только Швецию?
Азию не жалко. И японцам повезло ещё, что они пока нужны – блокировать часть китайского периметра. А когда решат с Китаем?
Ребята, да все только рады будут, если производство вернётся из Китая на родины! За деньги-то поработать, даже греки встрепенутся. Всё будет супер-дороже? Для конечного покупателя супер – не будет, потому что на Китае маржуются – ого-го! Уж нам ли в России горевать, что Alibaba сдохнет, нам ли, пережившим 40 разбойников "девяностых", видавших гиперинфляцию и гипер рост цен?
Так что Китаю не торговать или судиться, а воевать – или сдуваться.
На вопрос: «Раз Китай такой древний, почему же он не колонизировал весь мир?» следует парадоксальный ответ, который подвешивает дискуссию намертво: «Не хотели. Это не в китайском национальном характере». Ну, а сейчас-то чего вдруг захотели?? А того. Китайская политическая, бизнес и интеллектуальная верхушка – насквозь западная. А западные народы – действительно, злостные экспансионисты. То есть, никакой своей китайской культуры экспансии у китайцев нет, всё, что делается – калька с пришлых колонизаторов. А тогда, с какой стати предполагать, что китаец по западным калькам творит экспансию – «от себя» и для себя? За 50 лет быстро подучился тому, что Запад развивал 500? А не проще ли предположить, что делают это всё не китайцы и не для Китая?
Теперь о главном. А почему китайцам в ХХ веке не дали нормальной азбуки? Ведь всё серьёзное делопроизводство было на стандартном манчжурском. С буковками. Почему бы не сделать лингва-франка китайский, но с манчжурским алфавитом? Отделали бы изящно диакритикой – любо-дорого! (Тут помогли бы французы со своим и кантонским.) Элиту особенно переучивать и не надо, а неграмотным, которых было 90+ проц. – учить литеры куда как проще.
А потому что слишком большой. И умный. Ведь азбука – это язык программирования. Китайцы программируют себя в кодах. Апологеты IQ сейчас их ещё дополнительно кодируют: «иероглифы развивают мозг, иероглифы развивают мозг». Это точно. Человек, который читает перфокарты с листа – башковит, однако.
Только зачем? Ради святой седой древности? Но Китай за 70 лет отказался от всего – буквально. И крестился широко и ширялся глубоко – всё было, – да массово, да с огоньком! Отказывался темпами – невиданными. Но! Только не от каракулей.
А ведь узколобые европейцы себе всё делают, как удобно. Как удобно – для скорейшего развития. Надо язык поменять или календарь – меняют без паясничанья. Туда и обратно. И даже «что такое хорошо и что такое плохо» меняют – не жужжат. Вы можете себе представить, чтобы англичане вернулись к «языку великого Шекспира»? Или к древнеанглийскому, «Великой Хартии вольностей»? Как заплетал языком (русским) один чудик по пьяни: «А ведь это документ, между прочим!..»
Но все эти древние и принятые иероглифические монады-документики – всерьёз воспринимать можно только по пьяни. И европейцы это так и понимают. Хартия в музее, а счёт в банке. А у Китая наоборот.
Себя европейцы – в будущее, а китайцев – древность изображать.
Только не ту древность, последних 300 лет, которая имеет вес в международных отношениях, а ту, принятую, над которой – вах! – даже в Азии смеются.
Начало. Откуда взялся Китай.
Продолжение.