Три разные судьбы. Три разных таланта.
Оскар Клод Моне (14 ноября 1840 — 5 декабря 1926) был волшебником, владеющим всего-навсего одним, но мощным заклинанием: снимать с глаз обманчивую пелену уныния и серости. Я не критик живописи и не могу рассыпаться профессиональными терминами о технике одного из первых импрессионистов, но скажу так: его картины воздушные, окутанные мягкостью, полные особенной радугой оттенков. Созданные для того, чтобы созерцающий их подумал с неожиданным для себя восхищением: "В каком красивом мире я живу".
Наверное, трудно поверить, что до залитых цветным светом пейзажей Моне рисовал (и приобрёл первую известность в нормандском Гавре!) карикатуры, которые пришлись по вкусу очень многим. Он созидал и в простом физическом труде: у художника был потрясающий сад в Живерни, который он называл "самым лучшим своим творением". Удивительно, что даже его недуг — катаракта — в своём роде преобразил полотна: после двух операций Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета.
Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853 — 29 июля 1890) жил в этом мире, чтобы показать, что такое борьба. Он был одновременно сломленным и невероятно сильным — достаточно прочесть хотя бы некоторые его письма брату Тео. Когда я впервые увидела картины Ван Гога, я ощутила лишь одно: солнце внутри. Потому что он писал свою влюблённость в мир, который был так жесток к нему — но этой жестокости всё равно было недостаточно, чтобы убить страсть этого невероятного человека, его яркие краски — не краски вовсе, а ожившие чувства.
Ван Гог сам обучался живописи, и учёба его была изнурительной. Необычно, что после угольно-чёрных эскизов, которые так отличаются от привычных для нас красочных натюрмортов и пейзажей, он берёт за образец японские гравюры. Импульсивный художник был продуктивен всегда: даже за год, проведённый в лечебнице для душевнобольных, он создал более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Его жизнь была горькой — да, он был терзаем безумством — да, но разве это важно теперь, когда его живопись поражает людей всего мира экпрессивной любовью?
Густав Климт (14 июля 1862 — 6 февраля 1918) узнаваем среди тысячи —он создал стиль поистине индивидуальный. Австрийский художник подарил нам неповторимые чувственные картины с прекрасными женщинами. Его картины обманчиво кажутся нам мозаиками (и не зря — изобретательный Густав инкрустировал картины золотой фольгой, мозаикой из полудрагоценных камней, кораллов и смальты), за что художника прозвали "чужеземцем из Византии". И пусть прозвище было поэтичным, многие были недовольны полотнами Климта — то было консерваторское "фи" в сторону эротизма в его картинах.
Густав Климт был из тех счастливцев, которые были известны и востребованы при жизни — он получал много заказов и мог выбирать из них то, что ему было интересно. При этом он вёл простой (для кого-то даже непримечательный образ жизни), замкнутый в своей интроверсии. Сам художник говорил о себе:
«… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины».
А в его картинах много золота.