В 1979 году у группы «Машина времени» появился довольно сильный конкурент. Три года своего существования и два магнитоальбома, разошедшиеся по всему Союзу, было достаточно, чтобы ансамбль «Воскресение» вписал себя в историю русского рока.
У многих людей коллектив больше ассоциируются с именем Константина Никольского, чьи композиции участники группы исполняли, а самого автора потом пригласили к себе в состав. Хоть песни Никольского отлично вписались в концепцию группы (где также были песни Алексея Романова), сам Константин оказался безумно требовательным музыкантом с опытом работы в нескольких крепких командах и багажом Гнесинского училища. В том числе на этой почве в 1982 году коллектив распался, а когда в 1994 году «Воскресение» возродилось, Никольский во весь голос провозгласил себя лидером, чего не поддержали остальные участники (ещё бы: группа была создана не им самим). Уходя от ребят, Никольский забрал свои шлягеры, в глубине души надеясь, что «Воскресение» без его песен прозябнет.
Но и без его композиций группа «Воскресение» вовсю зажила и начала активно гастролировать, да и они имели в своём багаже чётко собственные хиты. Их первый большой хит принадлежит перу полноправного лидера группы Алексея Романова.
Создание песни
Песню «Кто виноват» Романов сочинил ещё в 1974-1975 годах. Ещё и в помине не было «Воскресения», и Романов входил в состав «Машины времени» (и вместе с Макаревичем учился в Архитектурном). Алексей захотел написать композицию о несчастной любви. Вначале была не музыка, а текст, сочинённый нестандартным способом: не четыре строчки на каждую строфу, а пять или семь. Но Романов оказался не готов исполнять такую «сложную» песню.
Чуть позже он отредактирует текст, выкинет один куплет и сочинит на гитаре новую музыку. Это уже была серьёзная композиция, в которой был заложен призыв «не ной и делай что-нибудь».
После «Машины времени» Алексей Романов играл в группе «Кузнецкий мост», где он впервые исполнил композицию «Кто виноват».
Начало истории группы
В 1979 года из группы «Машина времени» уходит её сооснователь и барабанщик Сергей Кавагоэ вместе с Евгением Маргулисом. Они решают создать свой коллектив, но у них не было материала. Так они к себе пригласили Романова, а тот, в свою очередь, пригласил на место соло-гитариста своего соратника Алексея Макаревича. Чуть позже к ним присоединился вокалист «Группы Стаса Намина» Андрей Сапунов.
Отрепетировав песни Романова, группа начала запираться летними ночами в студии ГИТИСа для записи дебютного альбома. Звукорежиссёром записи выступил работавший там Александр Кутиков, который буквально недавно вернулся в состав «Машины времени».
На плёнке ещё оставалось место, и тогда было решено за одну ночь записать песни Константина Никольского. Кавагоэ и Маргулис разучили композиции своего давнего знакомого ещё до прихода Романова, ко всему прочему, рассчитывая заполучить Никольского в свою новую группу. Но мало того, что он им тогда отказал, так ещё потом ему очень не понравилось исполнение его же песен Сапуновым и всей группой. Он запретил их распространение, и участники коллектива распространяли дебютный альбом без песен Никольского. Но кто-то из «пиратов» успел скопировать расширенную версию записи.
В 1979 году в преддверии Олимпиады-80 советские власти что-то попытались сделать для положительного образа страны как за границей, так и внутри страны. Например, радио «Moscow World Service» начало крутить записи некоторых подпольных рок-групп, в том числе «Машины времени». С расчётом быть услышанными, группа «Воскресение» решила отдать свою запись знакомому сотруднику радиостанции. Она хоть и вещала на Запад, но её сигнал можно было поймать на средних волнах в Москве и её окраинах.
Влияние
Участники коллектива уехали на море, а как только вернулись в Москву, тут же узнали, что группа «Воскресение» — одна из самых популярных в столице, если не во всём Союзе. Естественно, особой популярностью пользовалась композиция «Кто виноват». В конце года она вошла в первую десятку хит-парада газеты «Московский комсомолец» наравне с песней «Поворот», и вместе же в конце столетия войдут в первую десятку списка «100 лучших песен русского рока в ХХ веке» по версии «Нашего радио».
По воспоминаниям Романова, Андрей Макаревич хотел его избить зонтиком за то, что песня якобы про него (что неправда).
Что же могло привлечь в песне? Разные версии: и поиск ответа на исконно русский вопрос, и большое отличие настроения песни с настроением «Машины времени» (с его солнечным островом) и нездоровым оптимизмом советской эстрады. А быть может дело в том, что люди разные, и некоторые советские жители всё же переживают, в том числе, за то, что у них не складывается жизнь должным образом. И это несмотря на то, что Центральное телевидение говорило о своих людях как о самых радостных на Земле.