Найти в Дзене
Бахтин простит

Как старообрядец Аввакум обогнал литературный процесс

Следующий после «Слова о полку Игореве» русский текст, который по праву можно назвать гениальным - «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». Автор его - Аввакум Петров - мученик, символ старообрядчества и фантастически одарённый писатель. Даже удивительно, что произведение всем своим пафосом направленное в старину, в сохранение традиции и в единение с древними священными порядками, может одновременно быть настолько прогрессивным. Аввакум, как это модно говорить, «деконструировал» жанр жития, предвосхитил русский роман XIX века и первый стал писать разговорным русским языком. В каком-то смысле, Аввакума читать даже проще и интереснее, чем классицистов XVIII столетия. И все эти мучения из-за двух перстов? Причины, по которым произошел церковный раскол в середине XVII века, могут показаться современному человеку ничтожными. Креститься двумя перстами или тремя? Два раза произносить «аллилуйя» или три? Но из-за этих разногласий люди в старину жгли себя, подвергались пыткам и отпра
Оглавление

Следующий после «Слова о полку Игореве» русский текст, который по праву можно назвать гениальным - «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». Автор его - Аввакум Петров - мученик, символ старообрядчества и фантастически одарённый писатель.

Быкова Т.В. Протопоп Аввакум (1988)
Быкова Т.В. Протопоп Аввакум (1988)

Даже удивительно, что произведение всем своим пафосом направленное в старину, в сохранение традиции и в единение с древними священными порядками, может одновременно быть настолько прогрессивным.

Аввакум, как это модно говорить, «деконструировал» жанр жития, предвосхитил русский роман XIX века и первый стал писать разговорным русским языком. В каком-то смысле, Аввакума читать даже проще и интереснее, чем классицистов XVIII столетия.

И все эти мучения из-за двух перстов?

Причины, по которым произошел церковный раскол в середине XVII века, могут показаться современному человеку ничтожными. Креститься двумя перстами или тремя? Два раза произносить «аллилуйя» или три? Но из-за этих разногласий люди в старину жгли себя, подвергались пыткам и отправлялись в ссылку.

Ритуал в традиционном обществе - неотъемлемая часть жизни. Когда твои отцы, деды и прадеды справляли ритуалы одним образом, трудно смириться, что теперь нужно делать иначе. Да ещё и подражая грекам. Москва - третий Рим, а греки? Они были завоёваны турками, и их вера была извращена. Зачем всё делать по их образцу? Таким образом, многими людьми нововведения Никона воспринимались как чистая ересь.

Церковный раскол XVII века - тема сложная, и здесь мы её разбирать не будем. Интересующихся отсылаю к одному из выпусков подкаста «Поручик Киже» и монографии С.А. Зеньковского «Русское старообрядчество» (М., 2006).

Своеобразие жития

Аввакум взорвал традицию церковной литературы. Личность автора подавляет любые каноны и закономерности жанра. А те черты традиционного жития, что Аввакум оставил, серьёзно переосмыслены. Личность автора впервые в русской литературе играет довлеющую роль в тексте. Перед ней отступают правила, каноны, традиции. Аввакум писал как хотел и тем самым перешагнул через пару столетий, а то и дальше.

Во-первых, язык.

-2

Церковнославянский встречается только в цитатах из Библии, а весь остальной текст написан живым разговорным языком. Протопоп не гнушается брани, натурализма, бытовых подробностей. Цитировать это красочное, пёстрое языковое буйство можно вечно.

-3

-4
-5

Во-вторых, Аввакум не просто пересказывает факты своей биографии, но организует их с помощью образов и символов.

Каркас текста основан на мотиве корабля. Аввакуму снится сон, где он видит красочно разрисованный корабль, предвещающий долгое и тяжелое жизненное «плавание». Герой перемещается по миру через сибирские реки. Дощаник Аввакума три раза подвергается угрозе затопления на порогах. Архаичный сюжет странствия используется на полную мощь. «Море» встречается в тексте и в метафорическом смысле, как символ жизненного пути, испытаний и мученичества.

В-третьих, структура повествования вольная.

Сначала Аввакум излагает основы своей веры; затем рассказывает биографию, зачастую прыгая во времени вперед и назад с помощью лирических отступлений; к концу, в качестве доказательства греховности нового никонианского порядка, протопоп рисует целую галерею «бесноватых», которых он «лечил» в разное время своей жизни.

Сюжет изгнания бесов из человеческого тела, традиционный для жития, воспроизводится не в каноничной форме. Для большего эффекта достоверности Аввакум всегда добавляет место и время действия. События библейского масштаба происходят здесь и сейчас, в предельно конкретных городах и весях необъятной России.

Поволжская икона. Конец XVII в.
Поволжская икона. Конец XVII в.

Прогрессивное мракобесие

Аввакум ратовал за исконную первоначальную веру, за сохранение древних русских традиций. За эти порядки он в итоге отдал свою жизнь. Но, отстаивая их он, вольно или невольно, шагнул вперёд гораздо дальше, чем сторонник нововведений Никон.

По уровню художественной мощи ближайшие аналоги его житию появятся лет через 150, в золотой век русской литературы. Текст жития окажется в забытии, его заново откроют только к концу XIX века.

Многие апокалиптические пророчества Аввакума заиграют новыми красками в Серебряном веке, с его культурой «умирания». Цепляясь за старый имперский мир, писатели и поэты создадут свои образцы искусства, опережающего время.

Искусство вообще всегда опережает время.

Денис Олейник, 01.06.2020

Читайте также:

«Слово о полку Игореве» как самое недооценённое произведение школьной программы

«Пляска смерти» в кино, музыке, живописи

Строительная жертва, Достоевский и Платонов

4 фильма об эпохе Средневековья