Как нам известно, принцип разделения властей был сформирован Дж.Лильбоном, Дж.Локком и Ш.-Л.Монтескье. Правда, говоря об основоположниках данного принципа, они называли ветви власти довольно разными названием. На данный момент все современные демократические государства, в т.ч. и Республика Беларусь, основаны на теории Ш.- Л.Монтескье, который разделял власть на исполнительную, законодательную и судебную. Данный ученый сформулировал данный принцип в XVII веке, однако времена идут, содержание принципа претерпело соответствующие изменения. Таким образом, необходимо определить содержание принципа разделения властей в условиях современного правового демократического государства. Сам принцип разделения властей подразделяется на более мелкие виды власти: 1) власть учредительная, т. е. право устанавливать конституцию государства, определять устройство верховной власти, закреплять основные права и обязанности граждан; 2) власть законодательная, т. е. право устанавливать общеобязательные юридические нормы; 3) исполнительная (правительственная) власть, т. е. право проводить в жизнь общеобязательные правила поведения; 4) власть контрольная, т. е. право контролировать, проверять осуществление властных полномочий всеми ветвями власти; 5) власть судебная, т. е. право на осуществление правосудия. Принцип разделения властей обеспечивает равное распределение данной власти следующим образом: 1) распределение отдельных функции между государственными органами различных ветвей власти; 2) совместное осуществление одной и той же функции разными государственными органами; 3) осуществление различных функций, но разными подходами. Насколько мне известно, принцип разделения властей основан на принципе субсидиарности, т.е. взаимодополнения между ветвями власти. Реализацию данного, основополагающего принципа разделения властей, показывают нам ст. 109 Конституции Республики Беларусь, которая позволяет законодательной ветви власти принимать законы, кодексы (в статусе закона), касающиеся судебного устройства. (Кодекс «О судоустройстве и статусе судей», Закон «О Конституционном Суде Республике Беларусь» и др.), таким образом мы видим относительное ограничение институциональной составляющей независимости судей, также, законодательная власть дополняет судебную и исполнительную, участвуя в формировании высшего кадрового состава судей, Генерального прокурора Республики Беларусь и др. высших должностных лиц (Ст.98 Конституции Республики Беларусь). Исполнительная вместе с законодательной властью может ограничивать судебную власть путём регулирования финансирования материального-технической базы системы судов путём принятия соответствующих законов. Важно отметить, что уменьшение финансирования, связанно с серией конкретных постановлений суда, которые перечат интересам других ветвей власти, является неконституционными, т.к. ограничивают институциональную составляющую независимость судей, если же уменьшение финансирование судебной системы связано с объективно тяжелым экономическим состоянием, то такое уменьшение признаётся конституционным. Говоря о судебной власти нельзя не сказать и о содержательной (функциональной) независимости судей, т.к. именно она устанавливает, что судья является сам по себе полностью независимым и подчинен только одному идеалу – закону. Говоря о реализации института президентства в Республике Беларусь, мы наблюдаем очень странную ситуацию, когда некогда существующий вакуум власти был передан в ведение Президента Республики Беларусь. Мы наблюдаем огромное количество полномочий данного должностного лица во всех сферах деятельности государства. Согласно ст.106 Конституции Республики Беларусь мы можем прийти к выводу, что распространённое убеждение в том, что исполнительная власть возглавляется Президентом Республики Беларусь является неверным. Главный исполнительный орган – Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, возглавляемый Премьер-министром. Таким образом мы приходим к выводу, что Президент Республики Беларусь не является частью какой-либо ветви власти, а согласно ст.1 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина (источник – ст.79 Конституции Республики Беларусь). На основании этого в целях реализации принципа разделения властей Президент Республики Беларусь не должен каким-либо образом влиять на каждую из ветвей, т.к. не является представителем ни одной из них. Таким образом право «вето», право назначать на высший государственный пост и другие права, созданные в целях реализации принципа разделения властей. должны принадлежать не Президенту Республики Беларусь, а Премьер-министру, т.к. именно он является главой исполнительной власти. Таким образом, анализируя вышеуказанный материал, мы можем установить, что независимость суда состоит из двух частей: институциональной относительной и абсолютной содержательной. Говоря об относительности институциональной независимости судей я замечаю, что с одной стороны, это делается для ограничения судебной власти от различного рода произвола в ходе исполнения своих должностных обязанностей, но при этом, учитывая особенности реализации деятельности судов я считаю необходимым ограничить принцип субсидиарности со стороны высшего должностного лица – Президента Республики Беларусь, а именно: изменить порядок назначения на должность судьи Верховного суда и его Председателя в пользу законодательной власти, сократить количество назначаемых судей Конституционного суда вдвое (до трех) в пользу исполнительной и законодательной (исполнительная – 2, законодательная – 1 соответственно). Говоря о расширения полномочий судебной системы со стороны законодательной, реализовать принципы судебных прецедентов на основе англо-саксонской системы права. Таким образом ускориться судебный процесс и в полной мере будет реализован принцип единства судебной практики. Что касается существующей реализации принципа разделения властей и учитывая полномочия Президента Республики Беларусь в качестве арбитра между существующими ветвями власти, которые использованы как проводник власти Президента и учитывая исключительные полномочия (Ст. 17-18 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь»), я считаю необходимым рассмотреть вопрос о выделении дополнительной независимой ветви власти – президентской, для более качественной работы системы «сдержек и противовесов» и пропорциональности государственной власти
Принцип разделения властей в современной демократической Республике Беларусь
5 минут
8 прочтений
4 июня 2020