Найти тему
mr. Ueff

И ещё один повод для ностальгии. Электролитические конденсаторы.

После целой серии статей о транзисторах, я вдруг переключился на конденсаторы. Почему - спросите вы и я вам отвечу. Все мои статьи направлены не на то, чтобы рассказать вам как работает тот или иной электронный компонент. Это вы и без меня знаете, а зачастую даже лучше чем я. Главная цель моих статей всколыхнуть вашу память о детстве, начале вашей радиолюбительской деятельности. О том как ваше увлечение радиоделом стало вашей профессией и вообще смыслом всей жизни. Судя по комментариям, мне это удаётся. Именно поэтому, электролитические конденсаторы, сейчас будут очень в тему и вы поймёте почему. Про транзисторы и прочие элементы, мы ещё поговорим, а сейчас ещё раз вспомним детство.

Не знаю у кого как, но у меня в постоянном дефиците, были не транзисторы, не динамики, корпуса приёмников и прочий радиолюбительский шмурдяк. Всё это можно было выписать в московском Посылторге, на Авиамоторной улице. Уверен, многие радиолюбители той поры, помнят эту замечательную контору. Там было если не всё, то очень многое, но... Электролитических конденсаторов практически не было. Причём не таких как на фото ниже:

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

Таких как раз хватало и без Посылторга. Но страна, а вместе с ней и мы вступала в эру транзисторов, это уже совсем другие требования к размерам компонентов. В славные времена 60-х годов, властвовали электролитические конденсаторы типа ЭМ, сиречь Электролитические Малогабаритные. Достать их было решительно невозможно. В ходу у нашего брата, в основном были обломки от ламповых приёмников и прочей ламповой аппаратуры, а там опять же, то что на фото выше. Требовались именно ЭМки.

Фото в открытом доступе.
Фото в открытом доступе.

Кто из нас не помнит эти милые алюминиевые корпуса с резиночкой в торце и поясочком посередине? А эти мягкие медные выводы, которые (вот заразы) так легко отламывались от алюминиевого вывода? Это была истинная драгоценность для нас пацанов. Сколько конструкций не было собрано из-за отсутствия этой невзрачной детали. А те, что были в наличии, кочевали из одной схемы, в другую. В результате (о, горе!) хлипкие выводы отламывались у самого корня. Думаете такой конденсатор утилизировался? Как бы не так. Всеми доступными и недоступными методами компонент восстанавливался. Самым простым методом было напрессовать новый вывод на алюминиевый кончик. Видите ложбинку в нём? Туда вкладывался медный проводок, сечением значительно меньшим родного и аккуратнейшим образом обжимался пассатижами до полной фиксации. В большинстве случаев эта работа приводила к успеху и конденсатор работал дальше. Пытались и припаивать новый вывод. Торчащий кончик обматывался медным проводком и витки пропаивались. Такой метод тоже работал, но удавалось это не многим и чаще всего заканчивалось перегревом конденсатора со всеми вытекающими, плачевными последствиями. Надёжность их была феноменальной. Я уже писал, что у меня есть приёмник "Альпинист" первого выпуска, 64-го года. Так вот в нём до сих пор стоят родные ЭМ и отлично работают! В дальнейшем, эти конденсаторы модернизировали и к названию добавилась ещё одна буква М.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

Но основной их недостаток, легко обламывающиеся выводы, так и остался при них. Всё кардинально изменилось, когда появились новые конденсаторы, серии К50. У них выводы приваривались к корпусу, но ломаться меньше не стали, а вот восстановить их стало невозможно, ибо ломались они под самый корпус.

Фото в открытом доступе.
Фото в открытом доступе.

Да и более доступными они не стали. Мне в детстве как то раз жутко повезло и на помоечке фирмы ЗЭС (западные электрические сети) где мы частенько промышляли и, нужно сказать не безуспешно, мне попалась плата набитая вот такими конденсаторами.

Фото в открытом доступе.
Фото в открытом доступе.

Старшие товарищи пояснили, что мне несказанно повезло и я урвал целую коллекцию танталовых электролитов. Я их восторга поначалу не разделял. Во-первых меня напрягал разброс по ёмкости в 20%. В моём понимании, такие редкие конденсаторы, должны были быть эталоном стабильности. Во-вторых, их было очень неудобно размещать на плате. Откуда мне неразумному обладать в то время знаниями о минимальных токах утечки и термостабильности. Однако же, использовал я их весьма успешно. Был в моей коллекции ещё один танталовый конденсатор, но он стал скорее экзотикой в коллекции.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

К разряду экзотики,можно также отнести и конденсаторы фирмы "Tesla", ибо попались они мне на жизненном пути лишь однажды, да и то, принадлежали не мне.

Фото в открытом доступе.
Фото в открытом доступе.

И только в 70-е, в нашу радиолюбительскую жизнь стали поступать в больших количествах изделия армянского завода. Тогда я впервые в жизни узнал, что конденсаторы могут взрываться, даже при номинальных напряжениях. В общем, ничего хорошего, кроме того, что их было в изобилии, сказать не могу. И вот сейчас, когда я вижу вот это:

Фото в открытом доступе.
Фото в открытом доступе.

я не испытываю никаких чувств. Ну компонент и компонент, не лучше и не хуже других. Когда вижу такое безобразие:

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

меня охватывает раздражение. Как можно в 21-м веке, делать такое откровенное барахло. И только когда я вижу старые добрые ЭМ, меня охватывают воспоминания и гордость за то, что в наше время умели делать хорошие вещи.