Всем привет! Сегодня - об иллюзии выбора.
Принимать решения в играх всегда интересно. Особенно, если это будет иметь последствия. О таких играх мы говорили в прошлой статье. А сегодня давайте рассмотрим обратную сторону монеты.
Иногда игры дают настолько нелепую иллюзию выбора, что становится обидно. Обидно осознавать, что этот выбор не повлиял ни на что. Иногда это забавный трюк сценариста, а иногда – розыгрыш, после которого чувствуешь обиду. Зачем же давать такой выбор? Давайте поговорим о таких выборах и играх, где он встречается.
Осторожно - впереди могут быть спойлеры!
1. Рука Ли - The Walking Dead: A Telltale Games Series
Начать хочется с Walking Dead от Telltale. Всё того же первого сезона игры, ибо я считаю его всё ещё лучшим. В этой игре приходится принимать огромное количество решений, но вот не все они влияют на что-то по-настоящему. В особенности решение – рубить руку Ли или нет. Все мы ожидали, что это поможет остановить заражение. Возможно даже спасёт Ли.
Но, по сути, это изменит лишь пару кат-сцен, где Ли будет чуть медленнее двигаться и лезть по лестнице. Это всё ещё тяжелое решение – особенно во время первого прохождения. В голове сразу куча мыслей. Такая сложная хирургическая операция в полевых условиях опасна – вдруг он умрёт сразу же? Но иначе мы не даём даже шанса, что заражение остановится… Что же делать?
На самом деле всё это не имеет смысла, ведь всё в итоге приведёт к концовке игры. Где уже приходится принимать крайне тяжёлое решение. Должна ли десятилетняя девочка застрелить человека, который так заботился о ней всё это время? Или же оставить его и не заставлять ребёнка убивать человека? А рука тут уже не имеет никакого значения, увы.
2. На кого нацелить пистолет? - Deadly Premonition
Ох уж этот Deadly Premonition. Я не буду в сотый раз писать, что эта игра одновременно шикарная и ужасная и всё вот это вот. Думаю, большинство уже и так в курсе.
В одной из финальных сцен игра даёт выбор. Кого же мы должны пристрелить? Эмили – романтический интерес главного героя. Девушка страдает от мучений, ведь в её животе прорастает самое настоящее дерево, и она теряет последние капли крови в страданиях. Или же Форреста Кейсена – антагониста игры. Сумасшедший маньяк, который убивает людей без тени сомнения. И жестокость его не вызвана никакими травматическими причинами - он просто считает себя сверхчеловеком, выше других.
Очевидный выбор, не правда ли? Но увы, на самом деле в этой сцене нет выбора. Если вы попробуете выстрелить в Кейсена, игра вежливо попросит подумать вас ещё. Какой смысл давать такой выбор? К слову, там предусмотрен ещё один вариант – выстрелить в себя. Но это приводит к “гейм оверу”. То есть игра даёт сцену выбора, где два варианта из трех приводят к тому, что нужно выбрать оставшийся. А нужен ли он, такой выбор?
3. Диалоги с Делайлой - Firewatch
Возможно, вы удивитесь, увидев в статье про выбор игру в жанре “симулятор ходьбы”. Но если вы прошли игру – то поймёте, о чём я.
В этой игре вы берёте под контроль Генри – обычного мужчину, который столкнулся с необычной ситуацией. Его жену настигает болезнь Альцгеймера, из-за чего родители забирают её к себе, а Генри остаётся один. Причина такого поступка – родители жены не любят Генри и считают, что он не сможет дать ей должного ухода. Чтобы уйти от этой ситуации, Генри устраивается наблюдателем на пожарную вышку в Национальном лесу Шошони.
На новой работе он сталкивается с Делайлой – она является единственным коллегой нашего героя. Всю игру нам предстоит общаться с Делайлой по рации. И вот тут-то мы встречаемся с различными выборами. Игра показывает множество ситуаций, с которыми сталкивается герой, и о которых он докладывает Делайле. Можно говорить с ней максимально серьёзно и сухо, а можно и пойти на флирт. Возможно, вы сможете проникнуться чувствами к Делайле.
Концовка игры предполагает, что вы спасаетесь от огромного лесного пожара. Для чего нужно наконец-то добраться до вышки, где всё это время была Делайла. Вот только вне зависимости от ваших выборов и вашего отношения к ней Делайла улетит раньше, оставив Генри в одиночестве. Несомненно, у такого поворота есть свои объяснения, но согласитесь – это обесценивает выбор в игре…
4. Спасти Рами Малека – Until Dawn
Во время выхода Until Dawn многие бились над загадкой, как оставить в живых Джоша. Ведь в игре даже есть отдельная ачивка за спасение всех героев игры. Но Джош – особый персонаж. Во-первых, он ответственен за бОльшую часть того мистического, с чем столкнутся герои. Ну а во-вторых, он брат Ханны Вашингтон – девушки, из-за смерти которой начались РЕАЛЬНЫЕ проблемы…
Спасти Джоша невозможно, так или иначе его судьба очень круто изменится. Единственное, что может игрок – собрать все подсказки “близнецов”. В этом случае Джош поймёт настоящую сущность монстра-вендиго. Но спасёт ли это его?
Отнюдь, в этом случае его ждёт участь хуже смерти. Он сам станет монстром, который будет убивать и поедать людей. Этого персонажа мне было жаль. Судьба у него непростая – парень сидел на антидепрессантах с 11 лет и даже делал попытку самоубийства. А тут ещё исчезновение сестры и последовавшая трагедия… И чтобы я ни делал в игре - этого парня так и не ждало ничего хорошего.
5. Расово верные тесты - Wolfenstein: The New Order
Wolfenstein: The New Order – одно из лучших возрождений серии на моей памяти. Классический шутер обзавёлся отличной графикой, интересным сюжетом и кинематографичными кат-сценами. Я думаю, многим из вас запомнилась сцена в поезде, где Ирене Энгель проверяет Бласковича на “расовую чистоту” с помощью теста. В этом сегменте нужно выбрать одну из двух картинок… сидя в поезде, который битком забит нацистами, а перед вами - оберштурмбаннфюрер СС с пистолетом.
Нагнетает, не так ли? И ты напряжённо думаешь, что же выбрать?.. Картинку с улыбкой или глазом? Черепом или пауком?.. Да без разницы абсолютно! Нас просто жёстко “троллят”, ведь вне зависимости от выбора Ирен скажет, что все эти картинки – глупость. На самом деле это просто снимки, которые она сделала давным-давно, и никакие тесты ей не нужны. Настоящий оберштурмбаннфюрер определяет арийца на глаз. Отличная сцена с абсолютно бессмысленным выбором.
6. Рамси Сноу приходит в гости - Game of Thrones - A Telltale Games Series
Закончу я тоже игрой от Telltale, вот только на этот раз – с негативными эмоциями.
Что мы привыкли видеть в играх от Telltale? Выбор и его последствия. И Game of Thrones не стала исключением…кроме одного момента. Спасение Итана Форрестера.
И это в самом первом эпизоде игры! Нам показывают крайне напряжённую сцену, где в дом Форрестеров прибыл Рамси Сноу – главный антагонист игры и один из важнейших персонажей одноимённого сериала. Конечно же любой поймёт, что спорить с этим больным ублюдком не стоит. Но вне зависимости от вашей линии поведения с ним – он всё равно убивает Итана Форрестера.
Многие игроки заваливали обсуждения Steam и прочие площадки с одним лишь вопросом – как спасти Итана? После проверки всех возможных вариантов стало понятно, что никак. Telltale, известные своими “решениями и последствиями”, дают нам линейную сцену с иллюзией выбора. Это было крайне обидно и испортило впечатление от игры в дальнейшем. Хотя кто-то, несомненно, похвалит их. Ведь раз многие пытались спасти персонажа – значит им удалось создать такого героя, за которого так сильно переживали игроки. Но я не соглашусь – для меня был важен именно выбор, а не персонаж. А выбора мне не дали.
На этом у меня всё. Обязательно расскажите в комментариях, какие иллюзорные выборы встречались вам в играх? Какие запомнились?
А если вам понравилась статья – ставьте лайк. И не забудьте подписаться на мой канал в Дзен – это лучшая благодарность за статьи.
Спасибо вам за внимание и до новых встреч!