Байопики, городской фольклор, журналистские расследования и просто убойные драмы — рассказываем об экранизациях известных аудиоспектаклей и сенсационных репортажей.
В октябре 1938-го Орсон Уэллс сделал на радиостанции CBS радиоспектакль по роману своего однофамильца, писателя-фантаста Герберта Уэллса «Война миров». Это событие вошло в историю современных медиа: Уэллс не на шутку напугал слушателей, поверивших в реальность нападения марсиан. Некоторые из них даже стали видеть приближающиеся космические корабли, а то и самих инопланетян. Узнав, что это не новостная передача, а радиопостановка, многие подавали в суд на режиссера и радиостанцию.
Радиоспектакль Уэллса послушали почти 6 миллионов человек — абсолютный рекорд довоенного времени. Авторы современных радиоспектаклей и подкастов тоже стремятся охватить как можно более широкую аудиторию, работая в жанре экзистенциальной комедии, психологического триллера или true crime (расследования реального преступления, нередко с непредсказуемым финалом; детективные подкасты обычно делаются как социальный проект, критикующий решения власти и добивающийся справедливости для невинно обвиненных).
Рассказываем о сериалах, снятых по мотивам популярных подкастов.
«Грязный Джон»
В ноябре 2018 года на платформе Bravo (а позже и на Netflix) вышел восьмисерийный телевизионный сериал «Грязный Джон». Он был снят на основе одноименного подкаста, сделанного по следам нашумевшего расследования журналиста Los Angeles Times Кристофера Гоффарда.
Перед нами реальные события, и от них стынет кровь: успешная в бизнесе, но уставшая от одиночества Дебра Невилл оказывается в эмоциональном плену у психопата-манипулятора Джона Нехема, который бы сжил ее со света, если бы не произошедшая с ним трагическая случайность. Параллельно на героиню давят подросшие детки, которым активно не нравится выбор матери (и мы довольно быстро понимаем почему). Дочери и племянник бьют тревогу то ли от искренней тревоги за Дебру, то ли от страха, что мошенник со стажем оставит их без наследства.
В главных ролях — дива сериалов Конни Бриттон, привычная к роли дочери со сложным характером Джулия Гарнер, а также Эрик Бана в главной мужской, то есть отрицательной, роли.
«Предания»
За три года существования подкаста было записано более ста выпусков, набравших 5 млн прослушиваний. На волне этого успеха Amazon Video решили выпустить телеверсию некоторых серий; на сегодняшний день вышло уже два сезона одноименного сериала.
Каждая серия — это новая история, разворачивающаяся то в грязных английских предместьях XIX века, то в клаустрофобическом замке в XVI веке, то в Германии начала прошлого века. По сути, создатели стремятся показать нам обратную сторону дружбы, любви, власти, прогресса, основываясь на документальных источниках. Только это не журналистские статьи, а выписки из хроник, судебных книг, сказки, городские легенды и т. д. Не забывая о фактической стороне, создатели с удовольствием доводят ужас до абсурда, делая страшное смешным. Такова, например, жизнь убийц Уильяма Бёрка и Уильяма Хэйра из первой серии второго сезона, готовых поставлять трупы в анатомичку откуда угодно — хоть из свежевырытой могилы, хоть из грязного паба. Все это оправдывается щедрым гонораром и прогрессом в познании человеческого тела, на котором помешан анатом Роберт Нокс — персонаж, о котором и современники-то вспоминали с содроганием.
«Что такое с Марком Мэроном»
Марк Мэрон — американский комик, пришедший на телевидение еще в 1970-е, начавший активно работать в жанре стендапа в начале 1990-х, но настоящего успеха добившийся в 2009 году, после выхода собственного подкаста «WTF with Marc Maron», в котором он ведет беседы с известными (и не очень) людьми. Именно на основе него и был сделан сериал Independent Film Channel «Мэрон», в котором, однако, представлено то, что обычно не попадает в эфиры Мэрона — повседневность неприспособленного к жизни холостяка с нереализованными амбициями и тяжелым, просто неподъемным характером. Жизнь шестидесятилетнего Мэрона и вправду нелегка: телевизионные продюсеры махнули на него рукой, а ближайшие родственники бесцеремонно вмешиваются в жизнь артиста. Особенно достает героя пожилой отец — лишившийся лицензии врач, которого Мэрон периодически винит в своих жизненных неудачах.
Конечно, вздорный нрав и уровень шуток не позволяет Мэрону стать вторым Вуди Алленом. Но публичное признание своих слабостей и неудач, регулярная проработка травм — сильный ход, и Мэрон это понимает, показывая, из какого сора (в буквальном смысле) создается комедийный подкаст, сделавший его знаменитым.
«Стартап»
Если Марк Мэрон — воплощение пессимизма и мизантропии, то Алекс Шуман (Зак Брафф) из сериала ABC «Стартап» весел, доверчив и настроен на лучшее. На эйфорической волне он бросает надоевшую работу на радио, где его ни в грош не ставят, и решает сделать собственный подкаст и рассказывать в нем о своей жизни, бизнесе и вообще всем на свете.
Алекс сразу же сталкивается с трудностями: высокомерными и недоверчивыми инвесторами, не вполне профессиональными компаньонами, острой нехваткой средств. Но герой с подозрительной легкостью справляется с проблемами и становится героем в глазах близких — брата-компаньона, жены и очаровательных детей, среди которых особенно выделяется вундеркинд Бен, который в двенадцатилетнем возрасте показывает фокусы, играет на гитаре, присматривает за младшей сестрой и родителями.
Этот очень симпатичный сериал был создан на основе подкаста «StartUp», прославившего компанию Gimlet Media, которую возглавляет Алекс Блумберг, подозрительно похожий на Алекса Шумана. Но, несмотря на звезду «Клиники» в главной роли, шоу не побило рекорды популярности подкаста-первоисточника и было закрыто после первого сезона. Наверное, время милых бесконфликтных ситкомов безвозвратно прошло.
«Возвращение домой»
«Возвращение домой», один из самых заметных сериалов прошлого сезона (мы писали о нем отдельно), тоже когда-то было подкастом, записанным на Gimlet Media (причем этот психотриллер — их первая фикшен-постановка) при участии Кэтлин Кинер, Дэвида Швиммера и Оскара Айзека. Не исключено, что на сегодняшний день сериал Amazon Video — лучшая экранизация подкастов вообще, не в последнюю очередь из-за звездного актерского состава (Джулия Робертс, Ши Уигэм, Сисси Спейсек, Бобби Каннавале, Дермот Малруни) и замечательной режиссерской работы Сэма Эсмейла, которому удалось создать почти хичкоковскую атмосферу отчуждения и страха.
В центре телевизионного «Возвращения домой» — история реабилитационного центра, оказывающего психологическую помощь военнослужащим, вернувшимся из горячих точек. Разумеется, за вывеской богоугодного заведения скрывается жестокий лохотрон, непосредственно связанный с министерством обороны США, заинтересованным в притоке нового пушечного мяса. Казалось бы, никто не в состоянии остановить этот хитрый механизм, пока его не разрушает фрустрированная сотрудница Хайди Бергман (Робертс). А через некоторое время по ее следам отправляется мелкий служащий министерства Томас Караско (Уигэм), которому поручено проверить деятельность сомнительной организации, подозрительно быстро свернувшей свою активность.
«Serial»
«Serial» — это один из самых популярных и знаменитых подкастов, довольно давно удерживающий первое место среди прослушиваний в iTunes. Телевизионная версия («Дело Аднана Сайеда») этого аудиотрукрайма вышла в начале марта этого года на HBO.
«Serial» («Дело Аднана Сайеда») основан на реальных событиях — загадочном исчезновении в 1999 году девушки Хэй Мин Ли, в котором практически сразу был обвинен ее бойфренд Аднан Сайед, отношения с которым она держала втайне от родителей. Но все, конечно, не так просто. Автор и протагонист подкаста — журналистка и радиопродюссер Сара Кенниг — не особо доверяет полицейским отчетам и инициирует собственное расследование, причем в первом сезоне подкаста («Alibi») она сама еще не знает окончательной развязки. Ей предстоит разобраться в хитросплетениях лжи, которая сопровождала расследование. В «Деле Аднана Сайеда» к расследованию привлечено еще больше участников процесса (адвокат Сайеда, полицейские детективы, свидетели и т. д.) и подлинных документов, позволяющих по-новому взглянуть на кейс 1999-го.