Найти тему
"Атмосфера"

Усадьба Роднево: во владениях булочного короля

Попасть в Роднево можно в двух случаях: если вы живете неподалеку, либо у вас есть точные координаты этого места. А ведь именно здесь находится заброшенная усадьба - экстравагантнейшее здание, овеянное именами знаменитой московской династии Филипповых.

Строго говоря, дом, построенный на холмах древнего города-крепости Перемышля, принадлежал не самому булочному королю, купцу и пекарю Ивану Филиппову, а его сыну Дмитрию, прямому наследнику и продолжателю отцовского дела. До революции семье Филипповых принадлежала сеть московских хлебопекарен и булочных, а предприимчивый, хваткий и до боли влюбленный в собственное дело Иван Максимович уже в 1855 году удостоился звания “поставщика Двора Его Императорского Величества”, отправляя на царский стол калачи, расстегаи и горячие сайки с изюмом. К началу XX века дела у семьи шли образцово: более двадцати заведений в Москве, некоторые из которых, например, булочная на Тверской, больше походили на небольшие хлебозаводы со спеццехами для выпечки немецкого, рижского, петербургского столового, стародубского и многих других сортов хлеба.

Иван Максимович Филиппов скончался весной 1878 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Потомственный почетный гражданин Москвы завещал все свое имущество жене, но фактически управлять делами стал Дмитрий Иванович Филиппов. Наследником он оказался достойным - выстроил большой хлебозавод, открыл при отцовской пекарне на Тверской кофейню, образцовую настолько, насколько тогда это было возможно. Интерьеры оформили художник Петр Кончаловский и скульптор Сергей Коненков, посетителей за мраморными столиками обслуживали вышколенные официанты, отбоя от публики не было.

“Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика — от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими, калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества”, - так описывает царившую в булочной атмосферу в своей книге “Москва и москвичи” Владимир Гиляровский.

 Борис Кустодиев. "Булочник", 1920 г.
Борис Кустодиев. "Булочник", 1920 г.

Бизнесу Дмитрия Ивановича помешала революция 1905 года. К этому времени Филиппов владел уже 16 булочными и хлебопекарнями, несколькими кафе и собственной гостиницей на Тверской. Забастовки рабочих загнали филипповские предприятия в долги, булочный король был вынужден объявить себя банкротом. Умер Дмитрий Иванович в 1908 году, но за четыре года до смерти, когда дела шли все еще преотлично, он купил землю в окрестностях Подольска на высоком холме над речкой Мочей. Купил, решив строить дачу на новом месте, а не выкупать, как это было принято, особняк у разорившихся владельцев. Проект был заказан, скорее всего, архитектору Николаю Эйхенвальду, обычно занимавшемуся оформлением промышленных зданий и магазинов, но сделавшему исключение для своего постоянного клиента (архитектор оформлял интерьеры филипповской кофейни в гостинице "Люкс").

Построенный в Роднево бело-голубой двухэтажный особняк оказался причудлив и ассиметричен. Здание снабжено смотровой башней, балконами, лестницами и множеством разрозненных деталей, которым, несмотря ни на что, все-таки удается довольно гармонично сложиться. Ассиметрия, скорее всего, была намеренной, хотя мотивы архитектора сейчас понять сложно. Почему, например, заднее крыльцо выводит посетителя не в сад, а к глубокому обрыву? Остается гадать.

Усадьба была построена вдалеке от дорог и это обстоятельство тоже породило немало легенд. Поговаривали, что Дмитрий Иванович специально построил дачу в глуши, чтобы встречаться здесь со своей любовницей - цыганкой Азой. В Роднево, по слухам, она и покончила с собой, выбросившись с балкона той самой смотровой башенки. По крайней мере, эту версию поддерживает Вероника Долина, посвятив Роднево и “цыганочке Азе” одну из своих песен.

“Цыганка, цыганочка Аза
Жила тут и зиму и лето.
Теперь тут спортивная база,
Тяжело- и легкоатлеты.
Вон там пробегала в беседку,
Вот тут примеряла наряды.
Теперь тут площадка и сетка,
А также другие снаряды”.

Судьба усадьбы, как и многих других в Подмосковье, печальна. В 1950-е годы на ее территории действительно расположилась одна из крупнейших в СССР спортбаз, в 1990-е дом Филиппова занял некий медицинский центр. Кому принадлежит здание сейчас - понять сложно. Внизу, под валами, когда-то шумел пионерлагерь, потом находился полигон для пейнтбола. В некогда роскошных залах особняка гостевали гастарбайтеры. Однако, если повезет, попасть внутрь все-таки можно. Удивительно, но интерьеры бывшей дачи еще несколько лет назад оставались практически нетронутыми: лепнина потолков, деревянные наборные панели стен и кованные перила лестниц как будто все еще ждали своего хозяина.

Автор - Елена Синицына. Фото: Antares_610/wikimapia.org. Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/usadba-rodnevo-vo-vladeniyakh-bulochnogo-korolya/