Найти тему
Константин Согодак

Аланы и Сарматы -- степные протоказаки раннего Средневековья.

В IV и III в.в. до Р. Хр. большую часть Северного Кавказа занимали могущественные Аорсы. Одновременно с ними и на тех же местах более поздние историки помещают Аланов.

Аорсы и Аланы неоднократно совершали походы против Персов, Армян и Римлян. Военные и торговые пути их лежали через Албанию и Сакасену. Они подолгу задерживались там, а может быть владели и частью южных гор. Поэтому не удивительно, что среди них, в конце концов, оказались скифские племена Ясы и Касаки. Сами они Скифами не были. Относительно Аланов известно, что они были родственниками скандинавского народа — Готов. Впоследствии они полностью поглотили Аорсов. Может быть, только Роксоланы остались потомками исчезнувших Аорсов, но Роксоланы тоже были Германцами.

Олень одноплоскостной.  Золото, серебро, дерево.
Филипповский курган № 4. V век до нашей эры. Башкортостан.
Филипповский курганный могильник – один из самых ярких памятников степного мира. Раскопки так называемых «царских» курганов проходили здесь сперва в 1986-1990 гг. под руководством археолога А.Х. Пшеничнюка. Они явили миру по-настоящему уникальные и бесценные находки.
Олень одноплоскостной. Золото, серебро, дерево. Филипповский курган № 4. V век до нашей эры. Башкортостан. Филипповский курганный могильник – один из самых ярких памятников степного мира. Раскопки так называемых «царских» курганов проходили здесь сперва в 1986-1990 гг. под руководством археолога А.Х. Пшеничнюка. Они явили миру по-настоящему уникальные и бесценные находки.

Имя Аланов созвучно с нордическим Ааланд, что значит остров. Возможно, что они пришли на Кавказ с каких либо островов. Они сохраняли германскую речь, которой пользовались и через тысячу лет. Их наружность в описании историка IV в. Аммиана Марцелина дает облик нордический:

«Все Аланы высокого роста, сильные люди, вселяют страх».

Относительно их образа жизни А. Марцелин рассказывает (Аммиан Марцелин. История Рима.).

«Они не имеют хат и не заботятся об употреблении плуга, но живут на мясе и молоке. Их жилища устроены на возах, накрытых круглыми шалашами из древесной коры. В них они передвигаются с места на место по безграничной степи».
«Упряжной скот их пасется вместе со стадами, но особенное внимание они уделяют выездке лошадей».
«Почти так же, как солидные, миролюбивые люди находят удовольствие в спокойствии, Аланы видят радость в опасности и войне. Только того человеку они считают счастливым, кто теряет жизнь в бою. Тех же, кто стареет и уходит из мира естественной смертью, они провожают горькими упреками, как трусливых дегенератов. Кожа с головы убитого самая желанная добыча. Они ее вешают на боевом седле, как почетный трофей.»
«Все те, кто по возрасту или полу не способны к тяжестям военной жизни, остаются при возах и заняты делами полегче. Молодые же люди, выросши всадниками с самых ранних мальчишеских лет, смотрят с презрением на передвижение пешком, а постоянно упражняясь в различных видах военного спорта, они делаются опытными воинами.»
«Они легки и ловки во владении оружием. В привычках несколько похожи на Гуннов, но все же менее дики в обычаях и в образе жизни. В завоевательных и охотничьих набегах они бродят там и тут, доходя до Меотийского моря и Боспора Киммерийского так же, как до Армении и Мидии.»
«Побеждая соседей, они, подобно Персам, включают их в свое национальное имя.»
«Они объединяются под одним именем и для краткости все называются Аланами по причине сходства в обычаях, в неприхотливом образе жизни и в оружии.»

Так описывает Аланов историк Аммиан Марцелин.

Одной из таких находок, о которой хочется рассказать стал меч, обнаруженный в Филипповском кургане № 4, в Башкортостане, раскопки которого проводились уже в 2006 году. К сожалению, весной 2005 года курган был раскопан грабителями при помощи экскаватора. Несмотря на это раскопки дали сенсационные находки. Все четыре погребения датируются 2-ой половиной V-IV вв. до н.э., т.е. раннесарматским временем.
Одной из таких находок, о которой хочется рассказать стал меч, обнаруженный в Филипповском кургане № 4, в Башкортостане, раскопки которого проводились уже в 2006 году. К сожалению, весной 2005 года курган был раскопан грабителями при помощи экскаватора. Несмотря на это раскопки дали сенсационные находки. Все четыре погребения датируются 2-ой половиной V-IV вв. до н.э., т.е. раннесарматским временем.

Нужно сказать, однако, что несмотря на слияние, отдельные народы сохраняли и свои прежние имена. Из аланского комплекса известны: Роксоланы, Сиракины, Сарматы (Сирматы, Савроматы), Ясы, Ак-Асы, Ас-Аланы и Узы (Торки и Берендеи).

Религиозный ритуал Аланов отличался еще большей простотой, чем у Скифов.

«В их стране не видно храмов или священных мест, хотя бы под соломенным навесом. Но по обычаю варваров в землю втыкается обнаженный меч и они почтительно поклоняются ему, как символу бога войны, главному божеству их страны.»

Археологи нашего времени обращают внимание на то, что у Аланов «в единстве погребальной обстановки чувствуется относительное экономическое равенство».

Тацит писал, что сарматы не только сами с головы до ног покрыты чешуйчатым доспехом, но также защищают им своих коней. Кажется, художник понял его слова слишком буквально. Колонна Траяна. Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н.э.
Тацит писал, что сарматы не только сами с головы до ног покрыты чешуйчатым доспехом, но также защищают им своих коней. Кажется, художник понял его слова слишком буквально. Колонна Траяна. Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н.э.

Касаки уйдя из сферы иранских культурных влияний в Закавказьи, теперь оказались в окружении племен германско-скандинавских. С этого времени, на протяжении многих веков, они шествуют бок о бок с Аланами и Сарматами, о чем свидетельствуют их совместные погребения.

Наряду с прежними названиями Узов и Касаков они приобретают имя скандинавского языческого бога Тора, становятся Торками и Ториатами, а в Приазовье и на Дону глубоко внедряются в жизнь Меотов, среди которых уже и тогда, вероятно, было не мало племен с древне-славянской речью.

Аорсы, Сираки и Аланы известны в истории также и под именем Савроматов или Сарматов. По словам Прокопия Кесарийского Савроматами в древности называли также и Скандинавов, Готов и Вандалов (Прокопий. История воен, 111. 2. 2.) Но Сарматы у Греков первоначально были известны, как Скифы. Следовательно, Савроматы или Сарматы были носителями двух, слившихся во едино, начал, скифского и скандинавского.

Скифо-сарматский кинжал с инкрустированными ножнами.  Золото, бирюза, сердолик, железо.  Последняя четверть I в. н.э.
 Азовский музей истории, археологии и палеонтологии.
Скифо-сарматский кинжал с инкрустированными ножнами. Золото, бирюза, сердолик, железо. Последняя четверть I в. н.э. Азовский музей истории, археологии и палеонтологии.

В V. в. до Р. Хр. греческий врач Гиппократ писал:

«В Европе есть, отличающаяся от других» скифская раса, живущая около Меотийского озера. Имя ее — Савроматы. Савроматские женщины, пока они девушки, скачут на лошадях, стреляют из лука, бросают с коня копье и бьются на войне. Девушка по обычаю не выходит замуж до тех пор, пока не убьет трех врагов. Это традиционный священный ритуал, который она должна, выполнить. После того, как женщина выйдет замуж, она ездит верхом только во время крупных переселений. Они не имеют правой груди, т. к. еще в младенчестве каждая мать выжигает ее девочкам накаленным до красна бронзовым инструментом, сделанным специально для этой цели. Они поступают так, предполагая, что после этого мускулы и сила при росте ребенка, сосредоточатся в правом плече и в правой руке.»

Обычай выжигать правую грудь, чтобы она не мешала в борьбе, унаследован от Амазонок, которые по преданию проживали некогда в тех же местах и были прародительницами Сарматов. Воинственность же была общей чертой скифских женщин. Ктесий писал о Саках:

«вообще, женщины у этого племени мужественны и делят с мужьями опасность войны.» (Гафуров, История таджикского народа, стр. 30.)

Гиппократ говорит дальше:

«Есть и такие Скифы, которых называют Номадами, потому что они не строят домов, а живут в кибитках на колесах. Меньшие имеют по четыре колеса, а большие по шести. Они покрыты войлоком и внутри устроены как дома,, иногда в две комнаты, а иногда и в три. Тут Скифы защищены от дождя, снега и ветра. Кибитку тянет два, три ярма безрогих быков.» (Гиппократ, т. 1, гл. 17 и 18.).
Надгробие сарматского всадника (Трифона) из Танаиса. III в.н.э.
Надгробие сарматского всадника (Трифона) из Танаиса. III в.н.э.

Страбон тоже считал Сарматов Скифами, говоря:

«На юг от Скифов жили Сарматы, которые также по происхождению Скифы, а за ними Аорсы и Сираки.» (Страбон, 11. 2. 1.)

Кроме Аланов, Аорсов, Сираков и Сарматов историки упоминают на Северном Кавказе многочисленные племена Меотов , жителей Тамани, Кубани, берегов Азовского моря (Меотиды) и южного Дона. Эта область почти до X века новой эры тоже считалась Скифией. Нужно полагать, что Меоты жили в перемежку с Сарматами. По археологическим данным Сарматы пришли сюда позднее Меотов.

«Появление Сарматов (прежде всего Сираков, судя по письменным источникам) в Прикубаньи не нарушило дальнейшего развития местной более высокой культуры Меотов, приобретавшей все больше и больше общесарматские черты»,

говорит один из русских археологов,

«Проникновение Сарматов в Прикубанье не было катастрофическим для местного населения: очевидно Сираки, а затем Аланы, видя большие экономические выгоды для себя на богатых землях Прикубанья, постепенно здесь оседали, что привело в последние века до нашей эры к резкому увеличению поселений, которые начинали возникать уже в У1-У вв. до нашей эры.» (К. Ф. Смирнов. Итоги и задачи изучения сарматских племен. Сов. Арх. XVII.).

Кубань и Меотида в то время были уже краем земледельческим, а благосостояние жителей еще увеличивалось от изобилия рыбы в реках и в сладких водах Азовского моря. Нужно однако иметь в виду, что расположение рек и береговая линия моря выглядели несколько иначе, чем теперь.

Барельеф сарматского драконария и реконструкция, Северная Англия. Городской музей.
Барельеф сарматского драконария и реконструкция, Северная Англия. Городской музей.

Вот что пишет о Земле наших отцов С т р а б о н (Страбон, кн. 11.):

«Двигаясь вдоль берега Меотийского озера, на расстоянии 800 стадий (Стадия — 607 англ. футов или 182 метра.) от Танаиса, приходят к реке Большой Ромбит, где устроены большие рыбные промыслы для засолки рыбы. Еще через 800 стадий р. Малый Ромбит и коса, где промыслы поменьше. Люди, живутцие около Б. Ромбита, пользуются для рыболовства прибрежными островами. Вблизи М. Ромбита и вдоль всего берега живут Меоты. Они земледельцы, но несмотря на это не меньше воинственны, чем кочевники. Они разделены на многочисленные племена и те, что живут ближе Танаиса, (Танаис — Дон и г. Азов.) совсем дикие, а те, которых земля граничит с Боспором, более цивилизованы.
От М. Ромбита до Тирамбе и р. Антикейтис 600 стадий; потом 220 до деревни Киммерион, откуда начинается плавание по озеру. Двадцать стадий отсюда до деревни Ахиллеум, где есть храм Ахиллеса. Здесь наиболее узкий проход через устье Меотийского озера, около 20 стадий; на противоположном берегу деревня Мирмекия, (Мирмекия теперь Еникале.) а по ту сторону Гераклея и Парфениум.
Отсюда 90 стадий к монументу Сатира , который стоит на кургане, выступающем в море, как памятник одного из наиболее знаменитых владык Боспора» (Боспор Киммерийский — Керченский пролив и государство того же имени.).
Главное сокровище Новочеркасского клада, обнаруженного в 1864 году. Золотая диадема состоит из трёх соединённых шарнирными устройствами частей и украшена крупными вставками из граната и стекла в золотых гнёздах. Между гнёздами на центральной части помещены две фигуры хищных птиц, украшенные бирюзой и кораллами. В центре помещена резная античная камея из аметистового кварца, изображающая бюст женщины; она является более древней по отношению к самой диадеме. Камея "облачена" в золотой хитон и увенчана золотой диадемой со вставкой. Верх изделия украшают золотые фигурки деревьев, птиц и животных; низ - амфоровидные подвески с розетками. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Главное сокровище Новочеркасского клада, обнаруженного в 1864 году. Золотая диадема состоит из трёх соединённых шарнирными устройствами частей и украшена крупными вставками из граната и стекла в золотых гнёздах. Между гнёздами на центральной части помещены две фигуры хищных птиц, украшенные бирюзой и кораллами. В центре помещена резная античная камея из аметистового кварца, изображающая бюст женщины; она является более древней по отношению к самой диадеме. Камея "облачена" в золотой хитон и увенчана золотой диадемой со вставкой. Верх изделия украшают золотые фигурки деревьев, птиц и животных; низ - амфоровидные подвески с розетками. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

О народах, населявших эти места, Страбон пишет:

«Между Меотами имеются племена: Синды, Дандарии, Ториаты, Агры, Аррехи, Тарпеты, Обидакены, Ситакены, Доски и многие другие. К ним принадлежат также Аспургиане, живущие между Фанагорией и Горгипией (Горгипия — Анапа.) на протяжении 500 стадий».

К тому времени, когда Страбон перечислял племена Меотов, археология относит, обнаруженные на Кубани, погребения с конем, названные теперь торческими. Поэтому Ториаты, никто иной, как те же Торки только в начертании греческом. Тарпеты окажутся через много веков на Днепре вблизи города Саков, пониже Черкас. Это летописные Торпеи и 3асаковцы. Вероятно, и Дандарии — предки черниговских Татран, о которых упоминает Слово о Полку Игореве .

Сарматский всадник в комбинированном доспехе. II в. до н.э. – 2 в.н.э. Реконструкция.
Сарматский всадник в комбинированном доспехе. II в. до н.э. – 2 в.н.э. Реконструкция.

Южнее Меотов располагались тогда прародители нынешних Адыгейцев, Абхазов и Черкесов. Они пришли на Черноморское побережье, повидимому, одновременно со Скифами и сохранили до наших дней предание о старой родине Шам (Сирии).

Страбон пишет о них:

«После территории Синдов и города Горгипии, уже при Эвксинском море приходит берег Ахеев, Зигов и Гениохов. Он по большей части высок и не пригоден для приставания судов, т. к. это часть Кавказских гор. Здешние народы живут с пиратских нападений на море. Их лодки с тонкими бортами узкие и легкие вмещают 25 человек, хотя по необходимости могут поднять и 30. Греки называют их камарос».
«Снаряжая флотилии из камарасов, они выплывают против купеческих кораблей, делают набеги на соседние страны и захватывают чужие города. Таким образом они сохраняют господство на море. Иногда их поддерживав и владельцы Боспора, предоставляя в их распоряжении пристани, рынки сбыта и другие средства распорядиться добычей. И как только они вернутся в свою собственную страну, они не становятся на якоря, а берут камарасы на плечи и несут их в лес, туда, где живут и где обрабатывают скудную почву. Когда же приходит время нового плавания, они приносят камарасы снова на берег. Они делают то же самое и в чужих странах, так как хорошо знают все берега. Тут они прежде всего прячут свои лодки и идут в глубь края дни и ночи, с целью захватить в плен людей. Но охотно предлагают освободить пленников за выкуп, уведомляя родственников тогда, когда уже находятся на море. В тех местах, которыми они владеют сами, т. е. там, где они управляются местными вождями, они приходят на помощь к каждому из своих, кто попадет в беду, отбивая назад камарасы, людей и имущество. Там же, где властвуют Римляне, они уже мало помогают друг другу, так как их вожди перестают об этом думать.
Такова жизнь этих людей. Они управляются вождями, которых название скептухи, но сами скептухи подданные тиранов или князей.».

Г. В. Губарев. Книга о Казаках. Материалы по истории казачьей древности.

-10
Продолжение темы:
Протоказачьи властители Азиатской Скифии -- Саки, Касаки, Касахи, Коссаги, Казахи,..
Великая Скифия -- прародина Казаков.
Этноним КАЗАК известен народам Евразии с глубокой древности -- более двух тысяч лет.
Первоначальный ареал слова "КАЗАК" -- степи Казахстана и Узбекистана.
Боевой казачий генерал Коноводов И.Н. о кристаллизации Казачьей народности.
Казачество -- наследие Империй Великой Степи.
Воссоздание Казачьих структур, есть утверждение наследия былых степных Империй материка Евразия.
Языческая СВАСТИКА и иные ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ-ОБЕРЕГИ в убранстве ВОЙСКОВОГО ВСЕКАЗАЧЬЕГО ПАТРИАРШЕГО СОБОРА в Новочеркасске.
Зарождение Казачества – не меньше двадцати веков тому назад.
На разных языках одно и то же собственное имя -- Ас-Саки, Кас-Саки, Казахи т. е. Казаки
Боевой казачий генерал Быкадоров И. Ф. о происхождении Казаков.
Уникальное наследие от древних предков казаков -- старейшая крепость Восточной Европы.
Свастика (ярга) -- священный символ наших древних казачьих предков.
Донские казаки, в большинстве своём не знают, кто были их предки.