Привет, уважаемая публика!
Эта история произошла несколько лет назад, но она весьма поучительна, и, возможно, кому-нибудь будет полезна.
Был у меня в своё время KIA Cee'd первого поколения в рестайлинговом кузове. Эту машину мы покупали новой. Причём, приобретали её в 2012-м, в самом конце весны, когда уже вот-вот в России должны были начаться продажи следующего поколения этой модели.
Но на старое поколение давали хорошие скидки, к тому же новый кузов по традиции стартовал сначала только в хэтчбеке, а мне хотелось универсал.
В первые дни я реально кайфовал от этой машины. Вообще, новенький автомобиль, который выгоняешь из салона, всегда доставляет приятные эмоции. Помню, особенно наслаждался я вот таким прикольным рулём:
Эх, знал бы я тогда, что меня ждёт с этой машиной...
Так вот, весной мы купили этот автомобиль, а уже в ноябре случилось что-то странное.
В комплекте шло два брелока с выкидными ключами. Да, тогда в 2012-м бесключевой доступ ещё не особенно был распространен в массовом сегменте...
Так вот, сначала у меня сломалось жало в одном из брелоков. Я"забил", и просто взял второй. Но буквально через пару месяцев точно так же выпало жало и у второго. Выглядело это так:
Здесь важно понимать, что для заводки автомобиля жало необходимо вставлять в замок зажигания, а сам брелок при этом должен быть в непосредственной близости от этого самого замка, потому что в нём (в брелке) находится чип иммобилайзера.
Поэтому приходилось рукой вставлять отдельно жало, а затем прикладывать брелок и им поворачивать это жало...
Тогда я реально удивился, и полез в Интернет. Выяснил, что проблема достаточно массовая, но не нашёл информации о том, что кому-то производили замену по гарантии. Большинство владельцев "Сидов" с выкидными ключами, (в некоторых комплектациях ключи были обычные, без выкидного механизма), пытались решить проблему самостоятельно. Кто-то клеил, кто-то менял весь выкидной механизм и т.д. и т.п.
"Зачем что-то колхозить, когда налицо брак производителя?" - подумал я. И отправился к дилеру.
В сервисе официального дилера мне отказались менять брелки: мол, "КИА Моторс рус" не согласовывает эту поломку. Но о проблеме они знали, с таким вопросом я был не первый.
Что ж, я нашёл в Интернете образец претензии. Указал, что прошу заменить оба брелока по гарантии. Сослался на Договор купли-продажи автомобиля и Закон о защите прав потребителей.
Распечатал её в 2-х экземплярах и отнёс в канцелярию дилера. Я не буду сейчас называть его название, чтобы никому не делать рекламы. Скажу лишь, что это одна из самых крупных региональных автосетей.
Претензию у меня приняли без проблем. Прошло пару недель, и в моём почтовом ящике оказался ответ, в котором вежливыми словами дилер отказывался заменить брелки бесплатно и ссылался на механическое повреждение с моей стороны.
Я нисколько не удивился и... составил иск в суд. Самостоятельно. Без юриста. Сейчас все образцы с лёгкостью можно найти в Интернете.
Но прежде я решил провести экспертизу. Нашёл в Казани компанию, специализирующуюся на этом. Созвонился, уточнил: смогут ли сделать экспертизу брелоков? Они ответили, что без проблем, и назвали цену.
Точную сумму я сейчас не вспомню, но она была относительно небольшой. Главное: экспертиза подтвердила заводской брак. На фотографиях металла, сделанных с большим увеличением, отчётливо были видны недостатки используемого металла. Правда оказалась за мной!
В судебном иске, насколько помню, я просил уже не только заменить мне брелки по гарантии, но и компенсировать расходы на экспертизу и судебную пошлину, моральный вред, уплатить неустойку и штраф за то, что дилер в досудебном порядке не согласился это сделать. Да-да, всё это предусмотрено тем самым Законом о защите прав потребителей. Он у нас, в России, весьма лоялен к покупателю, и реально работает, (в отличие от множества других законов).
Когда я пришёл в свой районный суд в Казани и передал исковые документы секретарю, то она в сердцах произнесла: "Опять *** (название дилера)!!!".
Да, у них в то время было много дел против этой компании. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, учитывая то, сколько автосалонов разных марок у неё было в Татарстане.
Время шло, суд назначил дату первого рассмотрения, и в коридоре у зала заседания, когда я ожидал начала процесса, ко мне подошёл юрист дилера.
Он на словах предложил пойти на мировую: заменить брелки по гарантии. Я ответил, что сейчас, когда уже потратил время и свои силы на подачу дела в суд, мне этого мало. Тогда юрист прибавил к этому пару бесплатных ТО. Но я отказался. Сумма, которая светила по иску, перекрывала не пару, а с десяток таких ТО.
В итоге мы зашли в зал заседаний, и процесс начался. В какой-то момент судья спросила ответчика: не хочет ли он пойти на мировое соглашение. Юрист дилера ответил, что хочет. Я сказал, что условия его меня не устраивают.
Тогда судья начала рассматривать процесс. Но почему-то был объявлен перерыв на несколько дней. И во время этого перерыва мы с юристом всё же договорились на мировую.
По условиям соглашения дилер должен был заменить мне брелки по гарантии и выплатить 30 тыс. рублей. Тогда, в 2012-м году, это была немаленькая сумма. Через несколько дней мы подписали бумаги, и дилер сам отправил в суд ходатайство о прекращении процесса. Помню, мне тогда ещё звонили из суда и уточняли: точно ли мы заключили мировое...
Но в какой-то момент я об этом пожалел. Дилер оказался нечистоплотным и... задерживал обещанную выплату. Мне пришлось звонить им, писать гневные письма на электронную почту, пригрозить повторным судом и прокуратурой... В итоге, деньги они всё-таки мне перевели, но сроки нарушили.
-------
Какую мораль я вынес для себя из этой истории? Прежде всего такую, что даже самостоятельно можно добиться гарантийного ремонта, если ты уверен в своей правоте. Не нужны ни юристы, ни какие-то специфические знания. В век Интернета и поисковиков всё можно сделать самому. Да, на это нужно потратить время и приложить определенные усилия, чтобы досконально разобраться в ситуации. И, конечно, потратиться на экспертизу. Но вложенное с большой вероятностью вернётся тебе в большем размере.
Конечно, бывают тяжёлые ситуации, когда без профессионалов уровня Ярдрея ничего не решить. В моём случае всё было достаточно просто: покупал и проходил ТО я у одного и того же дилера, который не собирался ни закрываться, ни переименовываться, да и находился совсем недалеко от моего дома. Все документы на покупку у меня были на руках. Дефект производителя был налицо.
Так что, можно сказать, что мне в каком-то смысле повезло. Хотя, в дальнейшем с этой машиной я ещё намучился. Но это уже другая история...
-------
Желаю всем поменьше поломок ваших авто, а в случаях, когда таковые всё же произойдут, быстрых и качественных ремонтов по гарантии.
-------
Высказывайтесь в комментариях. Я всегда с удовольствием их читаю. Если есть какие-то вопросы по теме - задавайте, я постараюсь ответить и помочь.