Найти тему
История народов

Скрытая тайна картины Дмитрия Левицкого.

Над портретом Макеровского «Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме (1789) русского живописца Дмитрия Левицкого провели реконструкцию. На портрете была неразгаданная загадка.

https://www.google.com/url?sa=i&url=http%3A%2F%2Fwww.rewizor.ru%2Fmuseums-exhibitions%2Fnews%2Fv-tretyakovke-raskryta-tayna-detskogo-portreta-kisti-dmitriya-levitskogo%2F&psig=AOvVaw1-Ue8W87Sri2PKoll_fDmP&ust=1591190013480000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCMC86u6a4-kCFQAAAAAdAAAAABAD
https://www.google.com/url?sa=i&url=http%3A%2F%2Fwww.rewizor.ru%2Fmuseums-exhibitions%2Fnews%2Fv-tretyakovke-raskryta-tayna-detskogo-portreta-kisti-dmitriya-levitskogo%2F&psig=AOvVaw1-Ue8W87Sri2PKoll_fDmP&ust=1591190013480000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCMC86u6a4-kCFQAAAAAdAAAAABAD

Портрет является одним из шедевров зрелого периода творчества известного живописца и редким примером детского портрета в наряде в русском искусстве. Однако грубые реставрационные вмешательства столетней давности, толстые слои старого пожелтевшего лака, повреждение слоя краски неизвестного происхождения исказили эстетическое восприятие образа. Перед консерватором стояла непростая задача максимально приблизить портрет к его первоначальному состоянию сегодня, не затрагивая творчество художника.

Помимо возможности принятия более обоснованных решений в отношении методов консервации, анализ художественных материалов также позволил разгадать давнюю загадку. Картина Левицкого состоит из трех фрагментов, и, хотя никогда не возникало сомнений в авторстве основной части, осталось неизвестным, когда к полотну были пришиты два горизонтальных удлинителя с фигурой от коленей вниз. В то время как на фотографиях начала двадцатого века видны раздвижные фрагменты, в истории картины были сомнения по поводу более раннего периода из-за особой структуры швов, соединяющих эти три фрагмента: В то время как верхний шов очень аккуратный, нижний гораздо более грубый.

-2
  • Торопился ли художник?

Проанализировав грунтовые слои, команда профессионалов сначала выявила различие между основным полотном и удлинителями. Два слоя грунта, обычно используемые художником, были найдены только на главном полотне. Однако более пристальный взгляд выявил, что структура и композиция грунта в этих двух расширениях похожи друг на друга. Это также оказалось похожим на нижний из двух слоев грунта основного холста.

Авторы работы предполагают, что у художника, возможно, было больше времени в начале работы для тщательной подготовки холста. Исследователи же предполагают, что концепция картины Левицкого развивалась по мере продвижения работы, в связи с чем возникла необходимость в большем полотне. Чтобы воплотить в жизнь свое новое видение, художник сначала добавил одну пристройку, а затем и другую.

Изучая слои краски, была обнаружена похожая композиция по всей картине, в том числе и по двум удлинителям. В частности, зеленый пигмент присутствовал в каждом из трех фрагментов и имел общую природу: Инфракрасная спектроскопия показала, что это малахит.

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fru.depositphotos.com%2Fstock-photos%2F%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2585%25D0%25B8%25D1%2582.html&psig=AOvVaw1HzFE-1b1igrGF6HVMeLQg&ust=1591190787422000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCICUvOSd4-kCFQAAAAAdAAAAABAD
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fru.depositphotos.com%2Fstock-photos%2F%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2585%25D0%25B8%25D1%2582.html&psig=AOvVaw1HzFE-1b1igrGF6HVMeLQg&ust=1591190787422000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCICUvOSd4-kCFQAAAAAdAAAAABAD

Интересно, что ни одна из 10 других аналитических методик, использованных в исследовании, не смогла идентифицировать малахит, хотя элементный анализ действительно дал косвенное подтверждение, обнаружив медь в зеленой краске. Именно поэтому исследователи были вынуждены использовать в своем исследовании столь широкий спектр инструментов.

Общее происхождение двух удлинителей также было подтверждено анализом коричневого пигмента, который включал разные виды спектроскопий.

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FSpectroscopy&psig=AOvVaw2GVfcCnoanoB2PSv96z6bT&ust=1591191302989000&source=images&cd=vfe&ved=0CA0QjhxqFwoTCLCA-dif4-kCFQAAAAAdAAAAABAD
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FSpectroscopy&psig=AOvVaw2GVfcCnoanoB2PSv96z6bT&ust=1591191302989000&source=images&cd=vfe&ved=0CA0QjhxqFwoTCLCA-dif4-kCFQAAAAAdAAAAABAD

Исследовав окрашенный слой, команда установила, что он полностью принадлежит Левицкому, подтвердив гипотезу о том, что единый художественный процесс объединил все три части полотна.