Новорожденный (первые 40 дней жизни) только входит в новую для себя среду обитания. Задача родителей сделать этот переход максимально комфортным, не травматичным, а наоборот мягко развивающим.
✅ Родовая смазка
покрывает новорожденного в первые дни жизни
Её не стоит специально удалять, т.к. она:
- защищает нежную кожу от агрессивного влияния сухой и непривычной пока для неё окружающей среды
- содержит витамины и микроэлементы, которые должны вписаться в тело малыша
Можно аккуратно убирать её ватным тампоном, смоченным водичкой, из складочек, если она приобретает неприятный запах.
✅ Холекинетические движения
- хаотичные безостановочные движения ручками и ножками
У здорового малыша они:
- должны быть всегда во время бодрствования
- имеют определённый рисунок, продиктованный спинным мозгом
- ручки и ножки должны двигаться с одинаковой амплитудой и активностью, симметрично
Если эти движения прекращаются более, чем на 2 минуты или заметны нарушения рисунка или симметричности, то можем предположить нарушения в работе мозга или наличия патологических напряжений в теле.
✅ Адаптация к окружающей среде
Ребёнку слишком шумно, ярко, много новых тактильных ощущений и приходится справляться с перепадами температуры.
Для того, чтобы не перегрузить интенсивно развивающуюся нервную систему ребёнка:
- стараемся разговаривать плавно, потише и очень постепенно наращивать интенсивность звукового оформления жизни малыша
- первое время приглушаем свет и не даём попадать солнечным лучикам, даже зимним, в глаза
- делаем свои прикосновения максимально нежными и без резкостей
- выходя из тёплого помещения на прохладную / холодную улицу и наоборот, обязательно делаем медленно с постепенным повышением или понижением температуры
- стараемся ограничивать количество контактов с родственниками, как источниками чрезмерных раздражителей и новых микроорганизмов
✅ Мощным развивающим фактором
является ровная поверхность под спиной малыша
- Под действием гравитации, идущей снизу именно со стороны спины, мозг корректно запускает процесс распаковки двигательных схем.
- Положение на животе в периоде новорожденности пока не способствует корректному двигательному развитию.
Поэтому в короткие промежутки бодрствования старайтесь как можно чаще выкладывать новорожденного спинкой на ровную жёсткую поверхность со свободными ручками и ножками (помним про необходимость хаотичных движений)
✅ Двигать глазными яблоками отдельно от головы
НЕ МОЖЕТ
Это связано с нестабильностью всего тела. Голова "летает" и взгляд "летает" вместе с ней. Нет возможности зафиксировать взгляд.
Чем лучше ребёнок учится управлять своим телом, тем лучше происходит развитие глазодвигательных мышц, связанных в своём функционировании со всем опорно-двигательным аппаратом.
Поэтому в этот период важным элементом двигательного развития, а также профилактики косоглазия и астигматизма является обучение ребёнка фиксировать взгляд.
На 10-15 день можно делать так:
- ловим голову своими руками и удерживаем носиком вверх
- подносим своё лицо на расстояние 15-20 см, ребёнок уже старается уловить взгляд взрослого
- переводим свою голову медленно вправо и влево, можно добавить и звуковую стимуляцию голосом
Вот такие особенности новорожденного следует учитывать в ежедневном общении с ним для благополучного развития.
❓ А что особенного или забавного замечали Вы у своего малыша?
❓ Особенности и способы взаимодействия с ними ещё какого возрастного периода младенца хотели бы узнать? ПИШИТЕ 👇
#новорожденныйребенок